ChekhovOS/an experimental game/ – это не первый онлайн-перформанс Игоря Голяка. С самого начала пандемии режиссер стал одним из ведущих новаторов в области виртуального театра. Сначала критики газеты The New York Times с восторгом приняли экспериментальную постановку «State vs. Natasha Banina». А теперь мир с удовольствием наблюдает за его последней работой, поставленной по мотивам чеховского «Вишневого сада», которая объединяет в себе элементы кино, театра и видеоигр, создавая при этом абсолютно новый формат, где аудитория может взаимодействовать с актерами. Интерактивный онлайн-спектакль погружает зрителя в воображаемую операционную систему на компьютере Чехова и раскрывает мир, в котором его герои живут в поисках счастья.
Как вы уже догадались, ChekhovOS – это и есть «чеховская операционная система» (по аналогии с известной iOS). Как объясняет режиссер проекта, она представляет собой некий взгляд на мироздание – систему взаимодействия, причинно-следственных связей или их отсутствия. Персонажи, которые живут внутри нее, не могут выйти из этой системы, и тут на помощь им приходят (кто? правильно!) зрители.
Если вам интересно, как это работает, то происходит все следующим образом: в самом начале спектакля участники подключаются к Zoom и выбирают пьесу, которая будет разыгрываться перед ними, а затем влияют на то, что случается на сцене. С помощью пульта управления на телефоне, как и в любой компьютерной игре, они голосуют, нажимают на кнопки, появляются на экране самого спектакля и общаются с персонажами. Для поддержки интерактива создатели даже разработали платформу, которая связана с Zoom. Таким образом, пульт управления может полностью влиять на то, что происходит во время перформанса.
О режиссере и театре
Игорь Голяк переехал в Бостон еще в детстве вместе с родителями, но за образованием будущий режиссер отправился в Щукинское театральное училище: прошел на актерский факультет и учился в классе Марины Пантелеевой. Затем провел два года в аспирантуре на режиссерском факультете РАТИ на курсе Сергея Женовача и работал в театре Марка Розовского «У Никитских ворот».
В Бостон он вернулся в 2004, а затем, в 2009 году основал там театр Arlekin Players. Труппа театра неоднократно гастролировала по Соединенным Штатам, выступала на международных фестивалях в России, Армении, Украине и Монако. Их постановка «State vs. Natasha Banina» получила признание во всем мире, в том числе стала «Выбором критиков» газеты «The New York Times», а сам театр был отмечен множеством наград, включая четыре премии Элиота Нортона от Бостонской ассоциации театральных критиков (2020 г). за постановки «Камень» и «Чайка».
В 2020 году Игорь запустил лабораторию виртуального театра Zero Gravity (zero-G) Virtual Performance Lab, чтобы исследовать новые возможности и форматы театрального искусства. И, судя по результату, проект получился удачным: спектакль ChekhovOS/an experimental game/ уже завоевал любовь американской публики, а теперь решил выйти к европейскому зрителю.
О Чехове и «вишневых садах»
«Сначала мы прочитали «Вишневый сад» с актерами по Zoom, когда я только думал над тем, что ставить дальше. – рассказывает Игорь Голяк. – И понял, что текст (и вообще Чехов) в пандемию звучит особенно релевантно. Потому что в нем есть такая хрупкость человеческой жизни, чувствуется бессилие человека над судьбой, над роком, над жизнью. Ведь Чехов был бессилен против своей болезни, будучи доктором. Он умирал, писав «Вишневый сад», и четко понимал, что болезнь уже скоро его заберет. И мне кажется, это ощущение он вложил в эту пьесу, «когда жизнь отнимает вишнёвые сады». Судьба абсолютно бессмысленно отнимает жизнь, а мы бессильны. Так же как эта пандемия – вот никто не ждал, а она пришла и случилась».
Чехов, конечно же, хорошо известен за границей: он – один из самых популярных русских писателей на западе, и его чаще всего переводят на русский язык.
«Я не знаю, с чем это связано. Возможно, он смог уловить что-то не столько русское, сколько общечеловеческое. И это легче переводится на другие языки. При переводе Островского, например, надо давать много пояснений тех деталей, что касаются непосредственно России и российского опыта, быта, существования. А у Чехова вообще литература не сильно завязана на России – там не столько в тексте значимость, сколько в ситуациях. Главное не то, что персонажи говорят, а подтекст, моменты недосказанности. Это дает возможность для фантазии людям, ищущим счастье в любой стране мира».
Об актерах и Бродвее
С тех пор, как режиссер с актерами в первый раз прочитали пьесу, прошел практически год. Все это время международная группа дизайнеров и технических инженеров работала над проектом как онлайн, так и оффлайн в новой лаборатории театра Arlekin Players в Нидеме, штат Массачусетс. Теперь известно, что представление станет первым этапом крупного гибридного проекта chekhovOS, сочетающего онлайн и оффлайн, который будет представлен на Бродвее в 2022 году.
Сейчас за персонажей операционной системы в chekhovOS / an experimental game/ отвечает внушительный актерский состав, в том числе номинантка престижной премии Tony Awards Джессика Хект, исполнившая культовую роль Раневской. В представлении также участвуют Анна Барышникова («Дикинсон» из Apple TV +) в роли Вари, Дарья Денисова – Наташа Прозорова, Анна Бортник в роли Шарлотты, Джефф Хайенга («Человек-слон») в роли Фирса, Мелани Мур («В поисках Неверленда», «Значит, ты умеешь танцевать?») в роли Ани, Марк Нельсон («Ангелы в Америке», «Изобретение любви») в роли Гаева и актер из Бостона Наэль Насер в роли Лопахина. Михаил Барышников, основатель и художественный руководитель Центра искусств Барышникова, выступает в роли Антона Чехова. Постановка была разработана и частично снята в его центре.
«Персонажи спектакля просят нас, людей из будущего, помочь им выйти оттуда, – продолжает Игорь. – Они ставят перед нами вопросы: можем ли мы не терять наши вишнёвые сады? Можем ли мы доехать до Москвы, как в «Трех сестрах»? Можем ли мы попасть в доктора Серебрякова в «Дяде Ване», когда он стреляет и промахивается? Вот это мироощущение мы переводим на сегодняшний язык – и здесь мы добавили взгляд персонажей, которые вечно поставлены в эти условия, которые хотят на самом деле выйти из них, но зависят от людей, живущих в сегодняшнем мире. И если теперь мы знаем, как быть счастливыми, как не терять свои вишневые сады, значит эти пьесы более нерелевантны и персонажи могут перестать страдать. Эти проблемы ставятся в пьесе и отвечают на вопросы сами зрители».
Об экспериментах и благотворительности
Новаторский проект режиссера Игоря Голяка получился некоммерческим, и на это есть несколько важных причин. «Я коммерческим театром в принципе не занимаюсь, – объясняет режиссер. – В данном случае вознаграждение для актеров было минимальным по соглашению с Screen Actors Guild, а весь проект Arlekin Players изначально создан как некоммерческая организация. Мы не занимаемся коммерческим театром, мы занимаемся вот такими экспериментами. После того, как мы сыграли спектакль “State vs Natasha Banina”, у нас возник интерес к виртуальному театру, и мы даже создали лабораторию виртуального театра Zero Gravity (zero-G). Это тоже некоммерческая организация, она существует на пожертвования, у нас пока есть поддержка. В частности, я очень благодарен главному спонсору постановки .ART, который помогает нам дальше развивать этот жанр».
Особенно важно то, что два показа станут благотворительными и поддержат сестринские организации российского фонда «Подари жизнь» – Gift of Life в Великобритании и Podari.Life в США. Зарегистрироваться на европейскую премьеру уникального представления в поддержку Gift of Life можно уже сегодня за рекомендованное пожертвование от £20. Все доноры, сделавшие пожертвование от £50 или более, автоматически будут включены в лотерею с розыгрышем уникального подарка – победитель получит издание «Вишневого сада» c именным автографом от Михаила Барышникова. Средства, собранные от благотворительного показа, будут направлены на программы фонда Gift of Life, который уже 10 лет помогает детям в российских клиниках в борьбе с раком. Чтобы сделать пожертвование и зарегистрироваться на мероприятие, переходите по этой ссылке.
Онлайн-представление состоится на платформе ZeroGravity.ART на английском языке при участии Михаила Барышникова в роли Антона Чехова в партнерстве с ArtsEmerson, Boston Fig, CAP UCLA, Cherry Orchard Festival Foundation (США), Театральным фестивалем Гешер (Израиль), Международным фестивалем онлайн-театра Theater Times, ShowOne Productions (Канада) и Snowrunner Productions. Постановка стала возможна благодаря поддержке главного спонсора .ART, а также ArtsEmerson, Baryshnikov Arts Center, BroadBand Collaborative, Cherry Orchard Festival Foundation, Fooksman Family Foundation, Meghan Coleman, Robin Hanley, ZiphyCare, пожертвованиям от кампании Arlekin’s Zero Gravity Kickstarter и Aximmetry Technologies Ltd., официальному провайдеру программного обеспечения для виртуальной лаборатории Arlekin’s Zero Gravity (zero-G) Lab.
О фонде
В 2021 году благотворительный фонд Gift of Life отмечает десятилетие. Фонд был зарегистрирован в Великобритании, чтобы помогать одному из ведущих российских фондов «Подари жизнь». Миссия Gift of Life – обеспечить детей и молодых людей с онкогематологическими заболеваниями в России самыми эффективными и современными препаратами и методами лечения. Gift of Life регулярно собирает деньги на лекарства, пока не доступные в России, но незаменимые при лечении определенных видов рака. Фонд также оплачивает приезды в московский Центр детской гематологии им. Димы Рогачева иностранных специалистов для проведения уникальных операций и программу обучения российских врачей современным хирургическим методам. C 2011 года фонд Gift of Life принял к оплате свыше 550 заявок на закупку зарубежных лекарств и обеспечение других медицинских потребностей подопечных «Подари жизнь», вложив в помощь детям более £7 млн. Благодаря этому адресную помощь получили более чем 470 детей и молодых людей, а программу «Обучение врачей» прошли более 50 специалистов, которые в свою очередь смогут спасти еще больше жизней. Узнайте больше на www.giftoflife.eu
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…