В полутора часах езды от центра Лондона — в деревне Уэст-Хорсли, графство Суррей — располагается один из самых необычных оперных театров Британии — The Theatre in the Woods. С 2017 года он является домом для летнего фестиваля Grange Park Opera, которым уже более двадцати лет руководит Васфи Кани.
Пролог
В компании инвестиционного банкира и главы международного совета LPO Наташи Цукановой мы подъезжаем к театру в четыре часа дня — через 15 минут начнется репетиция оперы «Иван Грозный». Перед входом в зал встречаем владелицу театра и создательницу фестиваля Grange Park Opera — Васфи Кани, которая стоит на стремянке и с помощью малярной кисти вырисовывает имена патронов на мемориальных табличках. Она оживленно рассказывает о проделанной работе, о розах, что выращивает в саду возле театра, и о новых правилах, которые теперь все вынуждены соблюдать: носить маски и сохранять социальную дистанцию.
Но трудности не помешали фестивалю состояться и представить уникальную программу, в которой значатся сразу две постановки, связанные с Россией: помимо «Ивана Грозного» гости смогут увидеть оперу «Жизнь и смерть Александра Литвиненко», рассказывающую историю отравления бывшего офицера ФСБ.
В огромном оперном зале собирается не больше двадцати человек. Практически все они — часть команды, занимающейся организацией фестиваля. Гаснет свет, звучит музыка. Начинается пролог «Боярыня Вера Шелога».
Действие первое
Опера «Иван Грозный» соединила в себе сразу два произведения Николая Римского-Корсакова: трехактовую «Псковитянку» и одноактную оперу-пролог «Боярыня Вера Шелога».
Интересно, что «Псковитянка» стала первой большой работой русского композитора. В основу ее сюжета легла одноименная драма Льва Мея, события которой происходят во второй половине XVI века — в период правления царя Ивана Грозного. Когда Римский-Корсаков задумал оперу, ему было всего 24 года, и пролог «Боярыня Вера Шелога» он написал намного позже — спустя практически тридцать пять лет. Кстати, в те годы на творчество молодого композитора значительно повлиял Модест Мусоргский, с которым они вместе снимали одну комнату и который в тот период работал над «Борисом Годуновым».
В рамках фестиваля музыкальным руководителем постановки «Иван Грозный» стал петербургский дирижер Михаил Татарников, который сотрудничает с театром «Ла Скала», Парижской оперой, берлинским «Комише-опер», венским «Ан дер Вин», Баварской государственной оперой, брюссельским театром «Ла Монне» и Варшавской национальной оперой.
Партию Ивана Грозного на сцене исполняет американский бас-баритон Клайв Бейли. На роль Веры и Ольги приглашена русская певица, живущая в Германии, Эвелина Добрачева. А с партией няни Власьевны на сцене выступает солистка Мариинского театра Любовь Соколова.
Действие второе
«Опера начинается с лиричной и довольно интимной картины, которая рассказывает историю женщины — мамы, жены, любовницы — и затем переходит к более масштабному действию, к ее ядру, раскрывая персоналии героев, в том числе Ивана Грозного. В ней есть идиллические сцены, например, когда девушки резвятся в саду и поют, но они прерываются страшными эпизодами, что творились в те времена, — рассказывает режиссер. — В мирной обстановке люди обсуждают то, к чему приводят поступки и решения царя, и даже в финальной сцене он сам иронизирует над этим. Что касается фигуры Ивана Грозного, то она получается очень сложной и неоднозначной. Он раскрывается с совершенно разных сторон».
Постановка длится около трех часов с коротким антрактом и исполняется на русском языке с английскими субтитрами. Чтобы зритель полностью сфокусировался на музыке и характерах персонажей, действие разворачивается в довольно минималистичных декорациях, которые были навеяны русским архитектурным ландшафтом и имитируют стены древнего Псковского Кремля.
Действие третье
В то время как многие режиссеры стараются сохранить традиционный характер оперы, сэр Дэвид Паунтни использовал интересные и современные приемы. Например, специально для постановки снял небольшой фильм в духе Эйзенштейна, а также представил неожиданное сценическое прочтение оперы в финальном акте (раскрывать секреты не будем).
После того как занавес закрылся и аплодисменты прозвучали эхом в стенах театра, мы отправились на небольшой пикник (разумеется, в русском стиле — иначе и быть не могло). Сначала Васфи показала нам сады XIV века, прилегающие к театру, а затем мы встретились с сэром Дэвидом Паунтни и дирижером Михаилом Татарниковым, которые руководят постановкой.
Эпилог
«Я работал с разными известными режиссерами по всему миру, но в сотрудничестве с Дэвидом меня поразило то, что мы очень глубоко разбирали оперу, партии героев, и чем больше я сам вникал в текст, тем больше нового в нем обнаруживал, — рассказывает Михаил Татарников. — Думаю, что если вы хотите узнать русскую оперу, то вы обязательно должны это услышать».
«Меня поражает то, — делится Наташа Цуканова, — что эту оперу Римский-Корсаков сочинил еще в XIX веке — до Бисмарка, до Гитлера, до Сталина. Но сегодня она абсолютно актуальна. У меня возникло ощущение, что с тех пор мало что изменилось. На мой взгляд, это одна из лучших современных постановок, которая абсолютно разрушает все стереотипы о традиционной русской опере. Это очень смелое и новое прочтение, которое кажется мне невероятно интересным. Поэтому «Иван Грозный» однозначно войдет в мой топ рекомендаций в этом фестивальном сезоне».
Премьера оперы состоится на фестивале Grange Park Opera в субботу, 19 июня. Спектакли пройдут 24 июня, 28 июня, 4 июля, 10 июля и 14 июля. Билеты еще есть – их можно приобрести на официальном сайте фестиваля.