London, UK - March 2021 : Cloth Fair, Smithfield, London with empty streets in the third national lockdown
355 лет назад лондонский Сити выглядел абсолютно иначе. Он был плотно заселен и совсем не похож на современный финансовый центр столицы: на месте нынешних модных ресторанов были шумные рынки, на месте небоскребов – деревянные дома.
О правилах пожарной безопасности, как и гигиены, в то время знали лишь немногие жители Лондона. А потому нет ничего удивительного в том, что сначала Лондон захватила эпидемия бубонной чумы, которая выкосила четверть населения, а затем и пожар, уничтоживший не менее половины города. Или, если говорить точнее, 13200 домов и 87 церквей.
Великий лондонский пожар начался в доме пекаря Томаса Фарринера на Пудинг-Лейн. Считается, что причиной возгорания стала одна забытая на ночь свеча. Из-за сильного ветра и жаркой погоды огонь начал распространяться на запад столицы – остановить его было невозможно. Кто-то из местных жителей пытался тушить пламя, кто-то отчаянно спасал дома и имущество. В городе начался хаос, но власти медлили с решениями. В итоге король Карл II принял радикальные меры: он приказал сносить здания на пути огня, а затем лично стал помогать подданным бороться с огнем (правда, командуя бригадами, но тактика все-таки сработала).
Сейчас на том месте, где когда-то находилась пекарня Томаса Фарринера, можно найти мемориальную табличку. А неподалеку от него установлена 62-метровая дорическая колонна с золотыми языками пламени на вершине. На величественный Монумент даже можно подняться – оттуда открывается отличный вид на Сити, но для этого придется преодолеть 311 ступеней. Кстати, высота памятника не случайна: расстояние между колонной и домом, где начался пожар, составляет ровно 62 метра.
Потушить пламя горожанам удалось лишь к 5 сентября. Виновным в пожаре почему-то признали часовщика Юбера. Его немедленно казнили. Правда, позже стало известно, что в Лондон тот приехал только спустя два дня после начала возгорания.
Как изменилась карта города
Помимо жилых домов и торговых лавок, город потерял старинный деревянный собор Святого Павла и сотни других уникальных сооружений: замок Байнард, принадлежавший Генриху VIII, три западные городские стены и Steelyard – участок с многочисленными верфями и складами.
Но отстраивать Лондон заново король Карл II не спешил. Вместо этого, он созвал серьезный экспертный совет во главе с архитектором Кристофером Реном (тем самым, что построил ныне известный нам собор Святого Павла), чтобы разработать новый градостроительный план. Над ним трудились известные ученые, инженеры, физики и математики, в том числе, Исаак Ньютон. Постепенно они создали новую карту Лондона, и на месте пепелищ выросли величественные, красивые здания.
Окунуться в атмосферу Англии середины XVII столетия сегодня не так просто, ведь многое было уничтожено. Но несколько мест все-таки пережили пожар – по ним можно прогуляться. Например, дойти до здания больницы Святого Варфоломея и улицы с «говорящим» названием Cloth Fair – когда-то на ней проводилась крупная ярмарка текстиля. Огонь не добрался сюда благодаря крепким оборонительным стенам, поэтому в районе до сих пор можно найти здания допожарной эпохи. Самый старый дом – № 41–42 – тоже прекрасно сохранился.
Кроме того, отголоски Средневековья звучат в пабах The Olde Wine Shades и The Seven Stars, в церквях St Andrew Undershaft и St Giles-without-Cripplegate. А полную карту мест, сохранившихся после пожара, можно увидеть здесь.
Обложка: EB Images / Alamy
Молодой принц Чарльз в школьной форме Cheam School в Беркшире. Никак не могу привыкнуть, что…
Gieves & Hawkes Самый известный адрес на Savile Row — дом № 1, где одеваются…
Cockpit Winter Open Studios Bloomsbury: 27–30 ноября, WC1N 2NP. Deptford: 5–7 декабря, SE8 3DZ Фото:…
Grace Pervades Photo: Theatre Royal Haymarket Когда: 24 апреля – 11 июля 2026Где: Theatre Royal HaymarketБилеты по ссылке. После премьеры в…
Как человек, абсолютно равнодушный к техно-вечеринкам и вообще к вечеринкам, я живу с ощущением, что…
ГЛАВА ВТОРАЯ. БЕЗВРЕМЕНЬЕ И ВОДКА «Я очень хочу, чтобы поскорее началась атомная война», — думала…