7 сентября премьер-министр Великобритании объявил о намерении увеличить на 1,25 п. п. взносы на национальное страхование (national insurance contributions, NIC), а также ввести в перспективе новый, общий для всей страны сбор на здравоохранение и социальное обслуживание, который будет использоваться для оплаты услуг NHS и растущих расходов на социальное обслуживание пожилых граждан. По словам Бориса Джонсона, анонсированная реформа — «самая большая программа развития»; благодаря ей в бюджет в течение ближайших трех лет поступит, как ожидается, 36 млрд фунтов стерлингов.
Бюджету, очевидно, хорошо. Многим людям и компаниям — совсем наоборот. Неудивительно, что новые меры вызывают такие жаркие споры и такое пристальное внимание со стороны экспертов, представителей бизнеса и простых граждан.
Как сейчас
В Великобритании довольно сложная система взносов на национальное страхование. Одновременно это чрезвычайно важный инструмент привлечения денег в казну — страховые взносы ежегодно приносят более 20% всех государственных доходов.
Эти взносы делятся на различные классы.
- Взносы класса 1 уплачиваются с зарплаты работников. При этом так называемые первичные взносы платят сами работники, а вторичные — работодатели. В первом случае ставка взносов на национальное страхование составляет 12% для заработков от 797 до 4 189 фунтов стерлингов в месяц и 2% — с суммы, превышающей 4 189 фунтов. В свою очередь, вторничные взносы — это 13,8% для всех заработков свыше 737 фунтов стерлингов в месяц.
- Есть также взносы класса 1A и 1B, которые уплачиваются работодателями с расходов на пособия и льготы для своих сотрудников. Ставка по ним — те же 13,8%.
- Еще есть взносы класса 2, их платят самозанятые — с прибыли от коммерческой деятельности. Ставка — 3,05 фунтов стерлингов в неделю, если прибыль превышает 6 515 фунтов в год.
- Класс 3 — это добровольные взносы. Уплачивая их и увеличивая тем самым сумму своих социальных взносов, налогоплательщики сохраняют право на получение государственных пособий в будущем.
- Наконец, взносы класса 4 касаются опять же самозанятых. Если прибыль от их коммерческой деятельности составляет от 9 568 до 50 270 фунтов стерлингов в год, ставка взносов для них составляет 9%, с суммы прибыли свыше 50 270 фунтов в год — 2%.
Как будет
Новый сбор в размере 1,25% должен быть введен с 6 апреля 2022 года. Первоначально он будет реализован посредством увеличения ставок взносов на национальное страхование и коснется всех классов взносов, кроме классов 2 и 3. В результате, через семь месяцев взносы фактически увеличатся на 1,25 п. п. как для работников, так и для работодателей.
На те же 1,25 п. п. премьер-министр предложил увеличить и ставку налога на дивиденды. Сейчас дивиденды облагаются налогом по прогрессивной шкале — от 7,5% до 38,1% в зависимости от налогооблагаемого дохода. С 6 апреля 2022 года ставки составят от 8,75% до 39,35%.
А еще через год, с 6 апреля 2023-го, сбор в 1,25% будет формально отделен от Системы национального страхования и распространен также на работников, достигших пенсионного возраста. Сейчас, пока законопроект не опубликован, остается до конца не ясным, вернутся ли при этом ставки взносов на национальное страхование к прежним значениям. Не вполне понятны и другие моменты законодательной инициативы.
Зато уже очевидно, что эта противоречивая мера нарушает обещания, звучавшие в предвыборном манифесте консервативной партии, — потому она и вызывает так много критики. Тем более что новый сбор по-прежнему сильнее всего влияет на работников с относительно небольшими доходами, а также на малый и средний бизнес, который еще не оправился после пандемии коронавируса.
Например, человек, зарабатывающий 50 000 фунтов стерлингов в год, сейчас в виде взносов на национальное страхование платит 4 852 фунта (9,7% от дохода), а будет платить 5 537 (11,07%). А тот, кто получает 100 000 фунтов в год и сейчас платит взносы в размере 5 879 фунтов (5,88% от дохода), будет платить 7 009 (7%).
Об авторах:
Михаил Ходурский, управляющий партнер Monopoly Advisers, ведущий консультант по управлению благосостоянием SafferyChampness S.A.
Борис Шнайдман, руководитель налоговой практики Monopoly Advisers