Культура

Обзор новой выставки в Британском музее: редкие работы и «Большая волна» японского художника Хокусая

На четвертом этаже Британского музея, в полумраке нескольких залов, выставлены более ста работ японского иллюстратора и живописца Кацусика Хокусая. Приглушенный свет — обязательное условие для хранения редких рисунков мастера, которые так и не были прежде опубликованы. Трудно поверить, но долгое время они пролежали в небольшой деревянной коробке, спрятанные от любопытных глаз и дневного света. 

Эти 103 работы, которые когда-то должны были стать частью грандиозного проекта художника — «Великой иллюстрированной книги всего», Британский музей купил на парижском аукционе в 2019 году за 270 тысяч фунтов. «Они были созданы в период изоляции, когда границы Японии были закрыты почти на 200 лет, — рассказывает директор Британского музея Хартвиг Фишер. — Контакт с внешним миром был ограничен и строго регламентирован, и даже для поездок внутри страны требовалось официальное разрешение».

Говоря об изоляции, Хартвиг Фишер имеет в виду не пандемию, а исторический период Эдо — время правления диктаторского клана Токугава — на который пришлась жизнь и творчество известного художника. Закрывшись от внешнего мира, Япония начала бурно развиваться: именно в ту эпоху в стране улучшилась экономика, появилась национальная идея и социальная структура, выстроился чиновничий аппарат. Однако все победы сопровождались тяжелыми общественными поражениями —  расцветом национализма и жестокости, религиозными притеснениями и полной изоляцией от мира. 

В этих непростых обстоятельствах Хокусай задумал свой проект — красочную энциклопедию обо всем на свете. С помощью «Великой иллюстрированной книги всего» он планировал показать японцам то, как выглядит мир за пределами их дома, города и государства. Конечно, познания художника были ограничены — в основном, он руководствовался прочитанными книгами, картинами старых мастеров, рассказами современников и своей фантазией. Тем не менее, сегодня на его рисунках можно найти множество различных сюжетов — от мифологических персонажей, животных, птиц и цветов до быта соседних стран и истории буддизма. Все они выполнены в особой манере, присущей Хокусаю — плавными тонкими линиями, с большим количеством мелких деталей, сквозь которые можно даже разглядеть выражение лиц героев. 

Photo © ZIMA Magazine

Хокусай создал более 100 рисунков для книги, после чего, в 1830-х годах, забросил проект. Из-за того, что энциклопедия так и не была издана, шедевры, выполненные тушью на бумаге, сохранились — при переносе рисунков на деревянные блоки для печати, оригиналы были бы уничтожены. 

Кем был Хокусай?

Те обрывки информации, которые известны нам о жизни Хокусая, связываются нитями вопросов, догадок и предположений. Точной даты его рождения нет (октябрь 1760 года), зато доподлинно известно, что Кацусика Хокусай – это не настоящее имя, а псевдоним иллюстратора. С тех пор, как Накадзима Токитаро (так родители назвали будущего гения) взял в руки тушь и кисточку, он сменил минимум тридцать различных имен. Например, в возрасте 10 лет называл себя Тэцудзо, а в последние годы — «стариком, одержимым рисованием». Вероятно, каждое новое имя отражало настроение художника в данный момент и символизировало новый этап в его творчестве.

Photo © ZIMA Magazine

С юных лет Хокусай обучался грамоте, после чего попал на работу в мастерскую гравера, где познакомился с основами мастерства резьбы по дереву. Позже он поступил учеником в студию известного художника укиё-э (направление в изобразительном искусстве, переводящееся как «плывущий мир» — прим. ред.) и сделал первую серию портретов актеров из театра кабуки. Начав самостоятельную жизнь, Хокусай столкнулся с большими трудностями, но сумел выработать собственный стиль, продолжив работать с деревом. 

Самые известные свои гравюры художник создал после того, как достиг шестидесятилетнего возраста. К ним относится серия «Тридцать шесть видов Фудзи» (на самом деле состоящая из 46 работ), на которой изображены пейзажи и сцены из жизни провинций вокруг священной горы. Частью этого цикла является и самая известная картина Хокусая «Большая волна в Канагаве» — огромная синяя волна с белой пеной, которая нависает над рыбацкой лодкой. 

Photo © ZIMA Magazine

Предположительно, гравюра «Большая волна» создавалась в период с 1830 по 1833 годы. После этого были выпущены порядка десяти тысяч ее копий, которые отличаются между собой деталями, а также цветом оригинальной краски. Работая с деревом, Хокусай делал на тонкой бумаге прототип будущей работы тушью, после чего приклеивал его на доску из твердых сортов дерева и вырезал необходимые контуры. Изготовив черно-белые оттиски, художник наносил на них задуманные цвета и начинал производство принтов.

Оттиск «Большой волны» тоже можно увидеть на выставке, а вот судьба ее оригинала, увы, неизвестна. Тем не менее, в коллекции Британского музея хранятся наиболее ценные принты, дошедшие до наших дней — один из них музей приобрел в 2008 году за 130 тысяч фунтов. Кстати, в рамках постоянной японской экспозиции (расположенной этажом выше — туда стоит обязательно заглянуть после выставки, чтобы больше узнать о периоде Эдо), «Волна» не выставляется — тоже из-за высокой чувствительности краски к свету. 

Но, возвращаясь к иллюстрациям, самое удивительное из того, что оставил после себя Хокусай — это книги. Художник иллюстрировал театральные постановки, японскую прозу и свои собственные романы. Рисунки к ним напоминают современные комиксы или национальное достояние японцев — «мангу». Некоторые из них тоже представлены на выставке. 

Photo © ZIMA Magazine

Хокусай умер в 88 лет и оставил после себя богатое наследие — больше 30 тысяч рисунков, эскизов, картин и гравюр, а также около 500 книг с иллюстрациями, сотни зарисовок о жизни японцев. И, конечно же, «Большую волну в Канагаве», которую сегодня коллекционеры оценивают сотни тысяч долларов.

Выставка «Хокусай: Великая иллюстрированная книга всего» пройдет в Британском музее с 30 сентября по 30 января 2022 года. Больше информации — на сайте музея.

Редактор сайта

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

2 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

2 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

3 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

4 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

5 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

5 дней ago