События

Наталья Осипова выходит на «Бис!»: ее балетные партии стали NFT-токенами

Насколько известно ZIMA, на выпуск уникальных NFT-токенов Наталью Осипову вдохновили ее друзья — соучредители благотворительного фонда Tsukanov Family Foundation Игорь и Наташа Цукановы. Последняя также взяла на себя технические и организационные вопросы, связанные с выпуском токенов. «Это было непросто, — признается Цуканова. — Но все, к нашей общей радости, получилось».

«NFT — это новаторский способ соединить художников и артистов с их аудиторией, в том числе с технически продвинутыми коллекционерами, — говорит Осипова. — И я очень рада возможности представить классический и современный танец в первой в мире балетной NFT-коллекции».

NFT (non-fungible token) — специальный вид криптовалютных активов. Эти токены, которые практически невозможно подделать, подтверждают права собственности на уникальные, единственные в своем роде цифровые объекты, в частности, произведения искусства. Токены хранятся в общедоступных распределенных реестрах на базе блокчейна, благодаря чему не составляет труда в любой момент доказать, кому именно принадлежит конкретный NFT, и отследить историю владения (provenance) соответствующим художественным произведением. Токены легко перепродать или передать от одного владельца другому, что открывает широкие перспективы для организации вторичного рынка произведений цифрового искусства. Причем этот рынок гораздо более справедливый по сравнению с классическим: как правило, алгоритм обращения NFT гарантирует право автора произведения на получение роялти всякий раз, когда оно перепродается или используется любым другим способом, предполагающим получение денег.

На торги под названием “Encore!” («Бис!»), которые начались на сайте bonhams.com 29 ноября и завершатся 10 декабря, выставлены три танцевальных произведения, исполненные Натальей Осиповой.

Два из них — классические. Это вступление ко второму акту балета «Жизель» и соло из того же акта, записанные на видео в ноябре 2021 года специально и эксклюзивно для NFT-проекта. Начальная цена торгов по каждому из этих двух лотов — 0,98 ETH (₤3 000).

Image: Andrej Uspenski / Courtesy by Bonhams

Еще одно произведение — современный танец «Оставленные позади», поставленный американским хореографом Джейсоном Киттельбергером. На NFT-аукцион выставлена видеозапись исполнения этого танца Осиповой в Мексике в 2019 году; ставки начинаются с 2,62 ETH (₤8 000).

Image: Santiago Barreiro / Courtesy by Bonhams

Покупателям токенов будет предоставлена полная исключительная лицензия на эти произведения. Это означает, что они будут иметь возможность не только владеть ими, но и пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению — в частности, демонстрировать их за плату или перепродать. Таким образом, эти NFT-токены впервые в истории делают балетные партии предметом коллекционирования — таким же, как, скажем, живописные произведения. «Балет — один из самых изысканных и трогательных видов искусства, — восторгается руководитель отдела цифрового искусства Bonhams Нима Сагарчи. — Благодаря NFT мы можем кристаллизовать уникальные эфемерные постановки и коллекционировать то, что в противном случае так и осталось бы неосязаемым».

И лучшего, чем Наталья Осипова, кандидата на роль первой в истории «NFT-балерины», пожалуй, трудно было найти. Современный мир восторгается ее интерпретациями Китри в «Дон Кихоте», Феи Драже в «Щелкунчике», Никии в «Баядерке» и другими культовыми партиями. А ее «Жизель» некоторые критики вообще считают непревзойденной. В то же время Осиповой удаются и смелые новаторские эксперименты в танце: «Оставленные позади» — только один из ярчайших тому примеров. Теперь на очереди — такой же смелый эксперимент в области цифрового искусства.

В этой сфере Осипова составит компанию другим известным деятелям искусства, которые в последние годы успешно выходят в цифровой мир. Среди тех, кто уже выпустил NFT-токены на свои произведения, — рэпер Снуп Дог, актриса Линдси Лохан, художник Дэмиен Херст. С NFT активно экспериментируют сегодня и российские художники, в частности, арт-группа AES+F, Покрас Лампас (Арсений Пыженков), Павел Пепперштейн и многие другие.

Многообещающие опыты с NFT-токенами ставят и мировые аукционные дома. Тот же Bonhams в начале ноябре продал на торгах уникальную NFT-карточку футболиста Криштиану Рональду, выпущенную платформой видеоигр Sorare, за сумму более $400 тыс. А текущий рекорд аукционных торгов NFT-токенами принадлежит Christie’s, который в марте этого продал цифровой коллаж «Ежедневно: первые 5000 дней» Майка Винкельманна (размер 21 069 х 21 069 пикселей) за немыслимые $69,34 млн.

Юрий Кацман

Новые статьи

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

9 часов ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

13 часов ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

1 день ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

2 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

3 дня ago

Маша Слоним — об отставке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…

7 дней ago