— Я всегда очень переживала, что танец — мимолетное искусство. Он существует на сцене короткое время, а потом умирает. После этого мгновения никто не увидит и не узнает, что ты только что сделал. От этого танцорам больно и тяжело.
Эти слова Натальи Осиповой вполне объясняют, как вообще возникла идея выпустить первые в мире NFT (невзаимозаменяемые токены) на балетные партии и выставить их на торги. Чтобы эта идея воплотилась, к ее реализации подключилась основатель Xenon Capital Partners Наташа Цуканова — давняя подруга Осиповой, вместе с которой, по словам танцовщицы, «было настоящим счастьем сделать наконец что-то революционное».
В ходе этого сотрудничества были специально записаны два видео с классическими балетными партиями в исполнении Осиповой: вступление ко второму акту балета «Жизель» и соло из того же акта. К ним добавили видеозапись современного танца «Оставленные позади» на музыку Рахманинова, поставленного для Натальи Осиповой американским хореографом Джейсоном Киттельбергером и исполненного ими два года назад в Мексике. На эти три видео и были выпущены уникальные «балетные» NFT-токены.
NFT (non-fungible token) — специальный вид криптовалютных активов. Эти токены, которые практически невозможно подделать, подтверждают права собственности на уникальные, единственные в своем роде цифровые объекты, в частности, произведения искусства. Токены хранятся в общедоступных распределенных реестрах на базе блокчейна, благодаря чему не составляет труда в любой момент доказать, кому именно принадлежит конкретный NFT, и отследить историю владения (provenance) соответствующим художественным произведением. Токены легко перепродать или передать от одного владельца другому, что открывает широкие перспективы для организации вторичного рынка произведений цифрового искусства.
Онлайн-торги токенами проходили на сайте аукционного дома Bonhams с 29 ноября по 10 декабря. NFT на записи классических балетных партий были в итоге проданы по ₤8 500 за каждую (без учета комиссии аукциона), токен на современный танец — за ₤30 000.
До высших планок торгов по NFT на произведения искусства в данном случае, конечно, далеко (текущий рекорд аукционов NFT принадлежит Christie’s, который в марте этого продал цифровой коллаж «Ежедневно: первые 5000 дней» Майка Винкельманна за $69,34 млн), но дело же не в рекордах.
— У меня ощущение, что теперь мой момент искусства запечатлен на века. Это очень волнительно, — говорит Наталья Осипова. — Через много-много лет, когда меня уже не будет, а люди забудут, что такое балет, эти NFT останутся. И будут передаваться из поколения в поколение.
«Этот проект — очень интересное сочетание современного медиа и традиционного балетного искусства, а также, конечно, совершенно новая страница в истории NFT, — комментирует Джо Викери, экс-глава департамента русского искусства Sotheby’s, а сейчас независимый арт-консультант. — Сегодня мы только начинаем наблюдать за этим феноменом и не знаем точно, что будет дальше. Но у меня нет сомнения, что NFT продолжит существовать и менять наш мир, поэтому воспринимать его стоит серьезно».