Неделя в политике, как известно, огромный срок, особенно в бурной политической жизни Великобритании.
Казалось, неприятный для премьер-министра доклад Сью Грей все обсудили, до результатов полицейского расследования можно расслабиться и заняться работой над ошибками, на которые было указано в докладе, — реформой Даунинг-стрит и перестановками в администрации и правительстве. Но тут разразился новый скандал, причиной которого снова стал премьер-министр.
В минувший понедельник Борис Джонсон, защищаясь от нападок оппозиции в связи с partygate, заявил с трибуны парламента, что лидер лейбористов Кир Стармер несет ответственность за то, что в бытность директором королевской прокурорской службы (Стармер возглавлял ее между 2008 и 2013 годами) он так и не довел до суда дело теле- и радиозвезды Джимми Савила.
История, которую премьер припомнил Стармеру, очень старая, она тянется с 70-х годов прошлого века, но имя Савила до сих пор вызывает всеобщее возмущение и другие бурные эмоции.
Кир Стармер действительно был главным прокурором королевской прокурорской службы в те годы, когда сразу несколько полицейских ведомств Англии расследовали обвинения в педофилии и сексуальном насилии против Джимми Савила — ведущего популярной программы “Top of the Pops”, телевизионного шоу Би-би-си для детей “Jim’ll Fix It” и известного своей благотворительной деятельностью. Согласно разным сведениям и жалобам, он совершил чуть ли не несколько сотен преступлений сексуального характера, причем его жертвами были люди от 4 до 70 лет. В программе “Jim’ll Fix It” он «исполнял» желания детишек, посещал больницы в качестве попечителя и благотворителя — и попутно, как рассказывали пострадавшие, принуждал детей, больных и стариков к сексу. Но каждый раз полиция закрывала дело, не находя достаточных доказательств для возбуждения судебного преследования.
Известно, что Кир Стармер не имел отношения к расследованию преступлений Савила (насколько можно понять, полицейские расследования так и не дошли до прокуратуры), но в 2010 году он принес публичные извинения за то, что дело против Савила не было доведено до суда. Год спустя Савил умер.
Обвинение, брошенное Борисом Джонсоном Киру Стармеру, многие, в том числе и соратники премьера по партии, сочли нечестным, несправедливым и оскорбительным. От него потребовали извинений, но Джонсон, не любящий извиняться, пошел лишь на то, чтобы «прояснить» свою позицию: он, дескать, не имел ввиду лично Стармера, говоря о том, что королевская прокуратура не довела дело до суда, но Стармер несет ответственность за ее бездействие.
Это не убедило ближайшего политического советника Джонсона Муниру Мирзу — политтехнолога, которая была рядом с ним 14 лет и которую Джонсон называл одной из пяти главных женщин в своей жизни. На этот раз премьер не последовал ее совету принести извинения Стармеру и взять свои слова обратно. И 3 февраля Мирза подала в отставку с поста директора политического департамента, заявив, что слова, брошенные премьером, не имели под собой никаких разумных оснований. Вслед за ней ушла еще одна сотрудница политического департамента, а всего за сутки уволились или были уволены «по взаимному согласию» 5 человек из администрации Даунинг-стрит.
Реорганизация администрации была неизбежна. О ее необходимости говорилось в выводах доклада Сью Грей, да и сам премьер понимает, что ему надо идти навстречу депутатам-тори — именно они особенно недовольны последними скандалами и именно от них зависит, будет ли объявлен вотум недоверия премьеру. Джонсон надеется, что в результате реформирования заднескамеечники почувствуют более прочную связь с правительством. Во всяком случае, такова цель.
Объявляя о перестановках в правительстве, Джонсон привел цитату Рафика из мультфильма «Король Лев»: «Перемены это хорошо!» Правда, особых перемен, а тем более громких увольнений, которых ждали наблюдатели, он не произвел, а лишь перетасовал некоторых лояльных себе людей в надежде понравиться правому крылу партии. Например, ярый сторонник Брекзита Джейкоб Рис-Могг, занимавший пост лидера Палаты общин, назначен младшим министром по использованию возможностей Брекзита и повышению эффективности правительства.
Если уж Борис Джонсон решил цитировать героев мультфильм, то, как молодой отец и опытный политик, мог бы взять и другую цитату из «Короля Льва» на вооружение: «Я смелый только тогда, когда нужно. Быть смелым еще не значит, что нужно специально искать неприятности».
Бросив необоснованные обвинения в адрес лидера оппозиции, Джонсон опять, кажется, нарвался на неприятности. На следующий день после его заявления, на Кира Стармера и министра иностранных дел теневого кабинета Дэвида Лэмми у здания Парламента напала толпа с криками: «Джимми Савил!» Вряд ли эта разношерстная публика, состоявшая из антиваксеров и сторонников всяких теорий заговоров, заранее готовила атаку на Сармера. Они кричали что-то и про Ассанжа, и про вакцинацию, но слова Джонсона легли на подготовленную почву конспирологии и были явным следствием брошенного им обвинения.
На следующий день спикер Палаты общин сэр Линдзи Хойл подчеркнул, что между произнесенными словами Джонсона и нападением на Стармера, есть связь: «Слова, произнесенные в Парламенте, имеют последствия», — напомнил он. Сэр Линдзи как спикер мог и приостановить деятельность Джонсона в парламенте на сутки, если бы счел его слова «нарушением общественного порядка».Но на сей раз он этого не сделал, подчеркнув, что обвинения против Стармера не нарушают порядок, они, по его словам, просто неуместны.
Так или иначе, в баталиях теперь наступает такая долгожданная для Джонсона передышка — парламент отправляется на короткие каникулы. Но, судя по последним опросам, 69% респондентов считают, что нападение на лидера оппозиции было спровоцировано словами премьера; примерно столько же полагают, что Джонсон должен публично перед Стармером извиниться. И среди них весьма высок процент тех, кто на прошлых выборах голосовал за консерваторов. Так что даже если депутаты-тори не решатся объявить вотум недоверия своему лидеру, местные выборы, которые состоятся в мае, покажут, что на самом деле думают избиратели.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…