Все получилось случайно. На прошлой неделе, когда мы с лондонскими друзьями обсуждали регистрацию на программу по принятию беженцев, никому из нас не было понятно, как найти людей, которым прямо сейчас требуется помощь. Государственная схема, конечно, появилась, но признаков жизни она не подавала. Мы были уверены, что это произойдет в какой-то момент, но время терять никому не хотелось.
Тогда я поняла, что, с другой стороны, у меня есть друзья, друзья друзей и родственники друзей, которые пытаются уехать из Украины. И им очень нужны спонсоры, чтобы найти жилье и получить визу. Я начала искать в интернете рабочие схемы, чтобы свести их с принимающей стороной, попросила совет на Facebook, но оказалось, что единственный способ — это лично связать знакомых.
В первый день мы поселили троих, а потом понеслось. На Facebook меня познакомили с Мишей Лагодинским, который живет в Британии, но сам из Харькова, и собирает в Лондоне базу беженцев. Оказалось, что у него был список тех, кто ищет дом, а у меня — список тех, кто готов его предоставить. И мы решили объединять усилия: создали табличку, внесли в нее контакты и стали обзванивать людей.
Открыть для кого-то двери своего дома на полгода — довольно серьезное решение. Мы сразу решили искать принимающие семьи и беженцев, которые подходят друг другу. Одни готовы поселить маму с ребенком, другие говорят, что у них своих детей много — им лучше взрослого. Третьи сообщают, что хотят поддержать гей-пару, и мы ищем таких беженцев в списке контактов. Одна из самых сложных задач — поселить большую семью. У нас было сразу пять человек — трое детей и двое взрослых. Но я вспомнила, что у меня есть классная подруга с большим домом и отдельным гостевым коттеджем в Оксфордшире. Она согласилась их принять!
Открыть для кого-то двери своего дома на полгода — довольно серьезное решение. Мы сразу решили искать принимающие семьи и беженцев, которые подходят друг другу.
Сейчас мы работаем по следующей схеме: сначала я рассказываю принимающей семье и беженцам друг про друга, потом прошу их прислать фотографии, и, если обе стороны согласны, знакомлю их через мессенджеры, а после — организую общение по видеосвязи. Иногда я тоже нужна на этом звонке в качестве переводчика. Кроме того, мы с Мишей помогаем в процессе заполнения документов — там тоже есть свои нюансы.
Нам удалось свести уже много семей. И мы даже начали набирать команду волонтеров. Кто-то специализируется на документах, кто-то собирает контакты. Нам нужны люди, готовые помогать, заполнять анкеты, с хорошим английским и русским/украинским. И все, кто предлагают дома, тоже очень нужны.
Sapega Foundation начал свою работу с момента вторжения российских войск на территорию Украины — 24 февраля 2022 года. Как только я узнала, что армия России пересекла границу, я не могла оставаться в стороне. В моей голове с бешеной скоростью появлялись мысли о том, как моим родным, друзьям и просто знакомым глухим людям тяжело в этой ситуации.
Я прожила в Украине много лет и прекрасно знаю, как живется простым глухим украинцам… Трудно! Сейчас они лишены полноценного доступа к информации, не слышат сирен и самолетов, находятся в еще большей опасности. Я понимаю, что у многих из них сложное финансовое положение — их доходов недостаточно для того, чтобы обеспечить себя едой, не говоря уже об эвакуации. Поэтому я решила создать фонд и собрать команду добровольцев, чтобы помочь глухим украинцам эвакуироваться из тех регионов Украины, которые пострадали больше всего. Это Донецкая, Луганская, Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Сумская, Харьковская, Черниговская, Житомирская, Киевская области, а также Киев.
Ни один ребенок мира, ни один человек мира не заслуживает того, чтобы проснуться в 5 утра от взрывов и фразы: «Вставай, война началась». Мое сердце разрывается, когда я вижу, что десятки тысяч людей и детей остались без домов. Еще больнее от того, что страдают люди с инвалидностями, особенно глухие. Им и так нелегко в Украине, а война только усугубила ситуацию.
В первую очередь, мы сосредоточились на том, чтобы перевезти глухих беременных женщин и семьи с детьми из опасных регионов или лагерей беженцев в принимающие семьи. Фонд выделяет деньги на эвакуацию, детское питание, памперсы и многое другое. Мы уже помогли более сотни глухих семей финансово и продолжаем это делать дальше. Кроме того, с партнерами из Украины, Европы и других стран мы активно рассказываем общественности о проблемах, с которыми во время военных действий сталкиваются глухие люди, и призываем их действовать. Как минимум, предупреждать об опасностях.
Так как война началась внезапно, первое время наш фонд работал без документов. Я понимала, что ждать нельзя, что помогать людям нужно прямо сейчас, потому что каждая секунда была бесценной. Через несколько дней мы с мужем оформили официальные бумаги, открыли специальный счет и зарегистрировались в налоговой. На данный момент наш Sapega Foundation официально зарегистрирован и работает в соответствии со всеми законами Великобритании.
К слову, идею создания фонда я вынашивала давно, но постоянно откладывала это. Печально, что именно война стала толчком к его открытию.
В феврале, когда мы с дочерью вернулись из поездки в Россию, где сейчас живет моя мама, я услышала новость о том, что российские войска вторглись на территорию Украины. Моей первой реакцией был шок. Ведь все, что я пару дней назад видела в России, никоим образом не предвещало войны.
Я родилась в Германии, выросла в России, двенадцать лет провела на Ямайке, а сейчас живу в Великобритании. У меня есть много друзей из разных стран, в том числе из Украины. Я никогда не видела различий между ними, между их расой и национальностью, всегда верила в единство. Но, когда я прочитала в Facebook историю моего друга Уильяма, который с женой и детьми отправился к польской границе, чтобы бежать из Украины, мои руки начали дрожать. Его история тронула меня больше, чем я могла себе представить.
Люди начали звонить и появляться у порога моего дома с посылками, предлагая помощь и поддержку. В следующие несколько дней наш дом заполнился коробками с предметами первой необходимости.
В глубине души я понимала, что должна что-то сделать. Понимала, что не могу остановить войну. Поэтому единственное, что пришло мне в голову, — устроить сбор гуманитарной помощи для людей, переживающих этот ужас. Тогда я разместила объявление в Facebook и позвонила своей соседке Наталье, родители которой на тот момент были в Украине. На следующий день мы вместе отправились в магазин поблизости и объяснили сотрудникам, что хотим организовать пункт приема.
С этого момента все стало реальным. Люди начали звонить и появляться у порога моего дома с посылками, предлагая помощь и поддержку. В следующие несколько дней наш дом заполнился коробками с предметами первой необходимости. Сейчас у нас открыто несколько пунктов приема помощи в графстве Эссекс: Billericay High Street и Ramsden Bellhouse Post Office, а также мой дом. Кроме того, нам помогает компания Hermes (EVRI), в которой работает мой муж. Они взяли на себя упаковку вещей и их доставку к польско-украинским границам.
«Я решила, что для меня важно поддержать людей, которым сейчас плохо, не только статьями и эфирами, но и собственным присутствием и работой. Поэтому в пятницу, 25 марта, я еду на границу Польши и Украины, в город Хербенне. Сейчас там располагается одна из точек эвакуации беженцев, где очень нужна помощь людей, которые говорят на русском и украинских языках», – пишет психотерапевт Юлия Морозова в своем Facebook.
«В гуманитарном пункте все очень хорошо организованно с точки зрения физической заботы о людях: есть еда, вода, жилье. Нужна именно антикризисная работа, разговоры с людьми, помощь, чтобы снять первый эмоциональный шок.
Если кто-то готов присоединиться ко мне, напишите мне. Даже если вы не психолог. А для тех, кто готов помочь финансово, есть ссылка на сбор пожертвований. Эту инициативу организовывают сразу несколько моих друзей, поэтому я могу лично отвечать за них».
***
Еще несколько полезных инициатив:
Фото на обложке: Karollyne Hubert/ Unsplash
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…