Культура

«Грэмми»: почему музыканты отказываются от номинаций

Историю непростых взаимоотношений Кэти Перри и «Грэмми» можно сравнить с погоней Леонардо Ди Каприо за «Оскаром». И если актера все-таки удостоили награды за роль в фильме «Выживший», то Кэти Перри достался Орландо Блум. Впервые певица попала в число претендентов на премию еще в 2009 году благодаря мировому хиту I Kissed a Girl и далее получала не меньше одной номинации вплоть до 2015 года. Однако тринадцать неудач еще не делают ее рекордсменом: этот статус принадлежит индийскому дирижеру Зубину Мета, которого выдвигали на премию восемнадцать раз.

Подобные ситуации всегда вызывали как минимум недоумение, но за растущим числом претензий к «Грэмми» в последнее время стало просто не уследить. Что ни год, то обрушивающийся на Академию звукозаписи шквал упреков в архаичности и оторванности от современных реалий. Однако, чтобы понять их суть, далеко ходить не нужно. Все они непосредственно связаны с выбором номинантов и победителей в той или иной категории.

В 2020 году студийник After Hours канадского певца The Weeknd стал первым альбомом, возглавлявшим Billboard 200 четыре недели подряд, после Scorpion Дрейка. Но, несмотря на положительные отзывы критиков и коммерческий успех, пластинка не получила ни одной номинации. Ответ артиста не заставил себя долго ждать: «Грэмми» остается коррумпированной. Вы должны показать мне, моим фанатам и всей индустрии свою прозрачность».

Позже в интервью The New York Times певец заявил, что больше не позволит своему лейблу выдвигать его на «Грэмми». И если бывший генеральный директор Дебора Дуган вынесла на суд общественности «внутреннюю кухню» Академии звукозаписи и обвинила инсайдеров индустрии в предвзятости отбора номинантов и голосования, то ее преемник Харви Мейсон-младший активно защищает деловую репутацию.

Твит Эйбела (настоящие имя The Weeknd. — Прим. ред.) перекликается с высказываниями многих других музыкантов. Фрэнк Оушен усомнился в объективности премии, демонстративно отказавшись выдвигать альбом Blonde на суд жюри. Дрейк и вовсе сделал из своей благодарственной речи) самый настоящий дисс на «Грэмми», но трансляцию прервали на рекламу, прежде чем он закончил говорить. Действительно непонятно, чем руководствуется «секретный» комитет и чему в конечном счете отдается предпочтение: тенденциям в музыке, популярности или все-таки качеству.

Почему артистам так важны конкурсы и награды? Казалось бы, сегодня должно быть ясно, что в творчестве нет места состязанию. Выбрать лучшего среди творческих людей невозможно — критериев оценки попросту не существует. Можно лишь подчеркнуть сильные стороны артиста и его работы, при этом не сравнивая его с другими. Ответ на этот вопрос можно найти в интервью Юрия Дудя с актрисой Ириной Горбачевой, известной по фильму «Аритмия». Она рассказывает о проигрыше на «Кинотавре» в 2017 году: «Ты начинаешь рыдать как ребенок, потому что тебе не дали эту заветную игрушку. Насколько все же внутри мы дети… Насколько же мы зависимы от поощрения и похвалы, особенно с точки зрения коллег и индустрии». Замените «Грэмми» любой другой премией в какой угодно креативной индустрии, будь то литература или театр, — ситуация абсолютно аналогичная. Человек хочет признания не только читателей или зрителей, но и критиков — как людей, профессионально разбирающихся в искусстве. Однако их интеллектуальная искушенность часто скатывается в снобизм, где нет места объективности и беспристрастности. Премии, особенно в их современном виде, — это такой социальный инструмент, и призы достаются не столько лучшим, сколько самым правильным в контексте происходящего в мире. Пожалуй, наиболее наглядным примером будет ошибочное объявление мюзикла «Ла-Ла Ленд» победителем в номинации «Лучший фильм» на 89-й церемонии вручения «Оскара». Презентаторам Фэй Данауэй и Уоррену Битти (сыгравшим Бонни и Клайда из одноименной культовой картины) был выдан не тот конверт, и в итоге награды с извинениями передали съемочной группе «Лунного света». 

Отказ от номинации кажется беспроигрышной тактикой. Во-первых, никто уже точно не скажет, стал бы ты лауреатом или нет, сохрани ты ее за собой. И здесь стоит вспомнить речь Канье Уэста, когда он получил «Грэмми» за лучший рэп-альбом в 2005 году: «Всех интересовало, что бы я сделал, если бы проиграл… Думаю, мы никогда этого не узнаем». А во-вторых, медийная огласка конфликта все же больше работает на музыканта, и при всех своих недостатках «Грэмми» пока что остается материальным воплощением профессионального успеха в мире музыки. Первая церемония состоялась в далеком 1959 году: за это время успело вырасти несколько поколений и вокруг премии сложился целый культурный пласт.

Вряд ли начинающие артисты могут (или, при всем желании поддержать других музыкантов, действительно готовы) отказаться от первых номинаций. Правила игры довольно просты: ты должен работать на свой бренд, чтобы потом он работал на тебя. Как ни крути, это самая престижная награда в музыкальной индустрии, во многом определяющая пусть номинальный, но все же статус твоих достижений как большого артиста. Ты делаешь себе имя за счет наличия у тебя заветной статуэтки и желательно связанного с этим рекорда. 

В 2008 году Эми Уайнхаус становится первой и единственной британской певицей, выигравшей пять наград за один вечер, а через четыре года Адель бьет этот рекорд альбомом «21». В восемнадцать лет Билли Айлиш триумфально забирает домой так называемую «большую четверку» и входит в историю как самый молодой артист, одержавший победу в основных номинациях. На прошлой церемонии Бейонсе занимает первое место среди женщин по числу премий. Продолжать можно бесконечно. А дальше только ЭГОТ — комбо из наград «Эмми», «Грэмми», «Оскара» и «Тони». Сегодня всеми четырьмя премиями обладают шестнадцать человек, среди которых Одри Хепберн, Вупи Голдберг и Джон Ледженд.

Да и кто не мечтал о «Грэмми», особенно когда только-только начинал делать первые шаги как музыкант? Чего только стоит выходка Twenty One Pilots в 2017 году, когда дуэт из Колумбуса поднялся на сцену за наградой в нижнем белье и поделился своей историей: «Как-то мы сидели дома в одних трусах и смотрели «Грэмми» — тогда мы еще не были никому известны. И тут Джош повернулся ко мне и на полном серьезе сказал: «Знаешь, если мы когда-нибудь попадем на «Грэмми», если мы когда-нибудь получим премию, мы должны получить ее именно в таком виде — в трусах».

Что тут говорить, даже Рейчел Грин из всеми любимого сериала «Друзья» в «Эпизоде с наградой Джоуи», держа бутылку шампуня, представляет вручение «Грэмми» за «Лучшего нового исполнителя».

Матвей Котов

Новые статьи

Последний воин Британской империи. Вспоминаем, какой была королева Елизавета II

Прошло три года… Королевский этикет строго регламентирует черный цвет в гардеробе монархини. Траур по мужу,…

2 часа ago

«Как можно не любить оперу?». Наташа Цуканова — о самых ожидаемых премьерах в Лондоне

Я не критик и не музыковед, в общем, совсем не эксперт. Но мы все, всей…

6 часов ago

Новые песни сентября — в свежем выпуске «Аэростата» БГ

Свежий выпуск легендарной передачи «Аэростат» Бориса Гребенщикова — от 7 сентября — посвящен музыкальным новинкам,…

1 день ago

Итоги 82-го Венецианского кинофестиваля: от семейных историй Джармуша до документального крика о войне

Ведущая церемонии, Эмануэла Фанелли, итальянская актриса и комик, обыграла один из фестивальных ритуалов — засекание…

1 день ago

«Частицы человечности». О новом документальном фильме Александра Роднянского

Вспоминается мысль Леонида Андреева из рассказа «Винтовка»: «Видеть страдание и пройти мимо — значит отнять…

4 дня ago

«Любимые Города — Москва, Париж, Флоренция». Эрик Булатов рассказывает

Москва — это мой город, и не важно, где я живу сегодня и как часто…

4 дня ago