«В сентябре 2021 года Елена стала директором по музыкальным программам Лондонского филармонического оркестра (LPO), проработав до этого шестнадцать лет в Симфоническом оркестре Сиэтла», — представляет гостью модератор встречи Наташа Цуканова, возглавляющая международный совет LPO. «В Америке мы успели пожить в разных городах. Но основную часть времени провели в Сиэтле, — добавляет Елена. — Чего там сильно не хватало — так это культуры. В отличие от Лондона, в городе был только один оркестр, в котором мне и посчастливилось работать».
К тому времени как Елену пригласили работать в Симфоническом оркестре Сиэтла, она уже выпустила множество научных статей о музыке и писала книги. К слову, на встрече клуба она презентовала свое новое исследование — ‘Russian Composers Abroad: How They Left, Stayed, Returned’, книгу о судьбах русских композиторов последнего столетия, которые по разным причинам оказались за пределами родины. «Теперь я могу начать писать очередную главу для книги, потому что поток музыкантов, покидающих страну прямо сейчас, огромен», — делится она.
Приглашение пройти интервью на роль директора LPO застало Елену в Атланте. Она признается, что работу тогда не искала, потому что уже руководила местным оркестром. Но, получив звонок из Лондона, решила согласиться на собеседование. «А потом началась пандемия, все закрыли, — продолжает она. — Приглашение последовало в виртуальном формате, интервью проходило по зуму. Все это было очень неожиданно».
Наташа добавляет: «Это был открытый и международный процесс. Были проведены обширные поиски, после того как на этой позиции долгие годы проработал Тимоти Уолкер в паре с Владимиром Юровским. В первую очередь совет отметил то, что Елена — одна из немногих женщин, которой удалось добиться высот в музыкальной индустрии. И, конечно, это стало огромным событием для всех, кто причастен к русской культуре».
По словам Елены, ее главная текущая задача — это развитие репертуара на следующие несколько сезонов. В этом ей помогают как директора оркестра, которые полностью поддерживают любые творческие начинания, так и сами музыканты. В основном составе LPO — чуть больше 60 человек. Причем одна из уникальных черт Лондонского оркестра заключается в том, что его музыканты сами принимают участие в отборе новых кандидатов. «Это действительно уникальная система, — поясняет Наташа. — Музыканты являются акционерами (shareholders) и непосредственно влияют на будущее оркестра». Приоткрывая завесу тайны, Елена рассказывает, что первый этап выбора музыкантов происходит по системе слепых прослушиваний. Это необходимо для того, чтобы сохранить справедливое и беспристрастное отношение ко всем кандидатам вне зависимости от их возраста, пола или национальности.
Составление репертуара LPO и программ на будущие сезоны Наташа и Елена сравнивают со сбором пазла. «Я координирую не только то, что выбирают наши дирижеры, стараясь сделать расписание максимально разнообразным. Мне также важно быть в курсе программ других лондонских театров и оркестров, чтобы наши расписания не пересекались», — добавляет директор LPO.
Кстати, о штатных дирижерах. Их у оркестра сейчас три, и, по словам Дубинец, это происходит впервые. Главный дирижер LPO — британец Эдвард Гарднер, главный приглашенный дирижер — американка Карина Канеллакис и почетный дирижер — Владимир Юровский, возглавлявший коллектив в течение четырнадцати лет. «Володя имел колоссальное влияние на оркестр и музыкальную культуру города. Для местной публики он открыл те стороны русской музыки, которые многим не были ранее известны», — делится Наташа Цуканова.
Со всеми дирижерами LPO выступает на фестивалях и ездит на гастроли. Причем, по словам Елены, за рубежом они играют даже чаще, чем в Лондоне.
«Посредине моего первого сезона в LPO случилась война. Когда мне говорят, что музыканты существуют вне политики, я всегда отвечаю, что это неправда. Мы также находимся внутри той социально-экономической структуры, как и другие люди, — рассказывает Елена. — Наш оркестр будет настойчиво знакомить публику с украинской музыкой, но мы продолжим исполнять произведения тех русских композиторов, кто уже давно вошли в мировой пантеон и по очевидным причинам (их просто нет в живых) никак не могут нести ответственность за действия российского правительства».
Свое решение Елена также объясняет тем, что жизни многих авторов, музыку которых исполняет LPO, в том числе русских, заканчивались вдали от их родины — по самым разным причинам, чаще всего тяжелым и трагичным. «На третий день войны у нас должна была состояться программа ‘From Russia with love’ с музыкой Прокофьева и Рахманинова. Конечно, исполнять ее в чистом виде было нельзя. Тогда я решила выйти на сцену и рассказать зрителям о судьбах композиторов, чью музыку мы играем. А после этого мы исполнили национальный гимн Украины, задав тон другим культурным институциям Лондона». Момент, когда зал встал и поддержал оркестр овациями, как признается Елена, был одним из самых значимых в ее жизни.
На десятый день войны LPO исполнил музыку Валентина Сильвестрова — крупнейшего украинского композитора, прожившего свою жизнь в Киеве. «В самом начале войны общественность настояла, чтобы он уехал из Украины в Польшу, — продолжает Дубинец. — Сейчас ему 84 года, теперь он базируется в Берлине». Она добавляет, что оркестр, безусловно, «хочет рассказать миру об украинской музыке». «Надо признать, что украинская музыка была и остается менее известной, в том числе потому, что она была колонизирована русской культурой. Поэтому многих украинских композиторов мы до сих пор не знаем, но это не значит, что их нет. Война требует это осознать, изменить».
Наташа Цуканова отметила, что и ей самой, и многим ее знакомым музыка помогает пережить сложное время. Это, по ее мнению, является лишь одной из причин, почему важно поддерживать любимые оркестры и театры, покупая заранее билеты и абонементы, становясь их друзьями и патронами.
В финале встречи гости и спикеры поговорили о грядущем музыкальном сезоне LPO. «Какие концерты, по вашему мнению, просто нельзя пропустить?» — задала вопрос Наташа. Елена отметила: «Мы будем исполнять музыку композиторов, которые потеряли свой дом. Кто-то уехал из нацистской Германии, кто-то покинул страну из-за войн в Сирии и Афганистане. Но многие из них сумели сохранить любовь к своей родине».
По ее мнению,также наиболее интересными для русскоязычной аудитории в следующем сезоне будут:
— Симфонии Антонина Дворжака. «Он был очень патриотичен, любил свою родину и писал об этом музыку», — делится Дубинец. Ближайший концерт Exiles and Dreamers пройдет 28 сентября под руководством Эдварда Гарднера.
— Симфония № 9 австрийского композитора Густава Малера, его последняя завершенная симфония, написанная в 1909 году и впервые исполненная уже после смерти автора. Концерт пройдет 3 декабря 2022 года под руководством Владимира Юровского.
— Второй концерт Рахманинова, произведения Глинки и Сметаны прозвучат под управлением всемирно известного скрипача и дирижера Николая Шепс-Цнайдера, а солировать будет Кирилл Герштейн. Концерт запланирован на 10 февраля 2023 года.
— Произведения Чайковского, Прокофьева и Бетховена прозвучат под управлением Карины Канеллакис в исполнении пианиста Даниила Трифонова. Дата концерта — 15 марта.
— Мировые премьеры — произведения украинского композитора Виктории Полевой и российского композитора Елены Лангер. «Елена долгие годы живет в Лондоне и уже является современным классиком, а Виктории недавно удалось выбраться из Украины», — рассказывает Дубинец. Концерт пройдет 18 марта.
— «И, пожалуй, один из самых интересных концертов сезона под руководством Владимира Юровского будет посвящен Дон Кихоту, — добавляет директор оркестра. — Солировать будет виолончелистка Кристина Блаумане, как и в новой пьесе Елены Лангер». Концерт пройдет 22 апреля 2023 года.
Дополнительную информацию о грядущем сезоне LPO и о том, как поддержать оркестр, можно найти на официальном сайте.
Фото: Тома Евсюкова/ ZIMA Magazine
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…