Этот разговор оказался особенно ценным по двум причинам: во-первых, мы услышали историю из уст очевидца — от момента подачи заявки до приезда в Великобританию. Во-вторых, мы частично ответили на вопросы о преимуществах (и недостатках) Великобритании перед другими странами.
Ольга уезжала из Полтавы на переполненных поездах вместе с тремя детьми — сначала они добрались до Львова, а оттуда — до польской границы. В тот же день в Польшу им попасть не удалось (в очереди пришлось бы стоять до утра), поэтому они остались переночевать в центре для беженцев, а на следующий день отправились в Перемышль.
«В Перемышле мы встретили волонтеров из Голландии. Сначала мы планировали попасть в Берлин, но они уговорили ехать с ними. Появилось ощущение, что мы попали в зависимое положение — все новости получали от них, в то время как в организованных центрах для беженцев информация была более доступная и открытая», – рассказывает Ольга.
Семью поселили на ферме и попросили зарегистрироваться в муниципалитете. «Пока я ждала документы, узнала о программе в Великобритании и решила подаваться на нее. Спонсора я нашла через Facebook – сделала посты в нескольких группах и получила пару предложений. Была возможность уехать в Шотландию, но меня испугало расстояние. А потом откликнулась украинка – она помогла нам найти спонсоров».
Анкеты на себя и на детей Ольга заполнила сама (хотя сделать это может и спонсор) и отправила заявку 18-го марта — как только открылась программа.
К анкете было необходимо приложить:
Ольга рассказала, что к своим заявлениям прикрепила только паспорта членов семьи (в их случае биометрические) – без свидетельств о рождении детей и разрешения отца на выезд из Украины. «При сдаче биометрии (для карты BRP), где тоже нужно разрешение от отца, обычно достаточно заявления, объясняющего, что в условиях войны предоставить его нет возможности», — пояснила она.
«Когда я проверила анкеты на следующий день, они оказались пустыми, и я добавила документы заново. Спустя пару дней я получила уведомление о том, что заявки отправлены на рассмотрение, через неделю — визу на себя и сына. Письмо с визой для дочери пришло спустя еще три дня. А на младшую — ничего». Тогда Ольга наткнулась на пост британца в Facebook: он рассказал, что для ускорения процесса спонсору стоит обратиться к местному депутату (MP). «Я тут же написала своему, и буквально через час получила от него письмо: оказывается, виза была готова уже давно. Мы зря прождали целую неделю».
На вопрос, почему Ольга не осталась в Голландии, отвечает, что их поселили далеко от школы и не дольше, чем на 4 месяца — так сказали в муниципалитете при регистрации. За месяц, что она там провела, пристроить детей в школу так и не удалось, а, значит, возможности работать тоже не было. Хозяин поначалу помогал им с продуктами, но постепенно складывалось ощущение неопределенности и невозможности рассчитывать на себя.
В то же время, спонсор в Великобритании пообещал Ольге помочь со школой, одеждой и работой, а также предложил часть своего дома: две спальни, ванную и возможность пользоваться общей кухней. «Я не стремилась попасть в какой-то определенный город, просто искала подходящих людей. Сейчас наши спонсоры живут в Хинкли, недалеко от Лестера».
Перед отъездом из Голландии по совету своих британских спонсоров, Ольга отменила регистрацию в местном муниципалитете. Она добавляет, что самым большим ее помощником на этом пути оказался Facebook: оттуда она черпала всю информацию, находила людей, которые ей помогали и подсказывали. А самым ценным советом для нее стала возможность спонсора обратиться к местному депутату – в ее случае это ускорило процесс с визой.
Наш следующий разговор с Ольгой состоялся через три недели. На тот момент она уже находилась в Великобритании и сразу отметила, что обустройство на новом месте идет хорошо, только оформление документов занимает много времени.
В Англию они добрались бесплатно на «Евростаре». «Я обратилась за помощью к полицейским, они нас провели на поезд и помогли получить бесплатные билеты», – рассказывает она. Спонсоры предложили встретить семью в Лондоне, но Ольга убедила их, что доберется сама. «На лондонском вокзале Кингс-кросс нас провели в специальную комнату для беженцев и помогли с билетами на поезд до Лестера (напомним, что в Великобритании транспорт для украинцев бесплатный в течение 48 часов по прибытии в страну). Там на машине нас встретили хозяева дома и отвезли в Хинкли».
Дальше началась бюрократия и оформление документов. «Например, в Евросоюзе беженцы получают выплаты по факту своего статуса, а в Великобритании нужно встать на учет биржи труда (job centre), где тебе оформляют Универсальный кредит (Universal credit) и пособие на детей (Child benefits). Я это уже сделала и даже взяла аванс, поскольку первую выплату пообещали дать только в середине мая», — объясняет Ольга.
После регистрации на бирже труда появляется личный кабинет. Там есть вся информация о предстоящих встречах, необходимых документах, а также возможность «взять аванс» – выбрать сумму и срок, за который «кредит» будет погашен. Деньги обычно поступают на банковскую карту, но поскольку у Ольги еще нет своей, она использовала счет спонсора.
Героиня признается, что с кредитом, как, впрочем, и со всем остальным, ей помогли спонсоры: «По-английски я немного говорю, но сама бы не справилась. С хозяевами я уже общаюсь, даже без переводчика, но не всегда понимаю». Кстати, на бирже труда ей пообещали бесплатные курсы английского, причем дали возможностью выбрать – онлайн или вживую.
Кто еще может помочь:
Этот разговор был бы неполным, если бы мы не поговорили о культурных отличиях. Начали, конечно же, с еды. «Борщ я варила – им понравился. А вот окрошка, кажется, нет, – смеется Ольга. – Мы делаем так: готовят либо они, либо мы, а едим вместе».
Пока в доме все идет гладко и складывается само собой. Например, кто готовил – тот и убирает. Ольга считает, что главное – помогать в быту и вести себя не как гость, а как полноценный житель дома. Однако она признается, что периодически ей бывает грустно и тяжело. «Я просто сижу и подолгу думаю. Меня начинают спрашивать: «Что случилось?». Отвечаю: «Ничего». Просто хочется уединения».
Напоследок мы обсудили погоду: «Все ходят в футболках, а мне хочется надеть куртку», – и посетовали на то, что долго не могли созвониться для второго разговора. «Было очень много забот», – подытожила героиня.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…