Британский премьер-министр Борис Джонсон с самого начала войны стал движущей силой, мотором и объединителем усилий западных стран в военной помощи Украине. На саммите в Мадриде он призвал страны, входящие в альянс, увеличить свои военные расходы, приведя в пример Великобританию, которая, по его словам, увеличивает в этом году военный бюджет до 2,3% от ВВП за счет новых вложений в ВПК и чрезвычайной помощи Украине на 1,3 миллиарда фунтов стерлингов.
Борис Джонсон призвал союзников по НАТО «поглубже залезть в свои карманы» для модернизации оборонных мощностей своих стран. Он предупредил, что предстоящее десятилетие будет более опасным, чем предыдущее.
Прошедший накануне саммит стран G7 в Германии был также почти полностью посвящен событиям в Украине. Ракетный удар со стороны России по торговому центру в Кременчуге в тот момент, когда участники «семерки» обсуждали совместные действия помощи, еще раз напомнил о военных преступлениях, которые Россия совершает против Украины.
Владимир Зеленский призвал ООН объявить Россию террористическим государством. После чего лидеры семи ведущих демократических держав мира приняли заявление, в котором пообещали поддерживать Украину в ее борьбе с российской агрессией столько, сколько понадобится. Премьер-министр Великобритании сказал Би-би-си, что, по его убеждению, «свобода стоит того, чтобы за нее платить» и поддержка Украины — это та самая цена, которую платят западные союзники.
Мы продолжим оказывать финансовую, гуманитарную, военную и дипломатическую поддержку и стоять плечом к плечу с Украиной столько, сколько потребуется, — говорится в заявлении США, Германии, Японии, Британии, Франции, Италии и Канады.
Саммит стран НАТО, который открылся в среду в Мадриде, формулирует новую стратегическую концепцию альянса, которая оказалась необходимой из-за войны в Украине. Концепция будет заключаться в том, что отныне НАТО меняет официальное отношение к России, считавшейся с 2010 года его «стратегическим партнером».
Накануне саммита генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал журналистам: «В стратегической концепции, которую мы согласуем в Мадриде, этого больше не будет. Я ожидаю, что члены альянса ясно заявят, что Россия представляет прямую угрозу для нашей безопасности, для наших ценностей, для основанного на правилах международного порядка».
Борис Джонсон в своем выступлении на саммите напомнил, что Великобритания играет ключевую роль в создании новой стратегии. «Эта стратегия высвечивает растущие угрозы, с которыми будут сталкиваться страны НАТО, и то, как гарантировать безопасность наших граждан».
Все отмечают, что Путин, напав на Украину, хотел предотвратить расширение НАТО, но получил обратный результат. Как сказал Джонсон в Мадриде: «Путин получил больше НАТО, а не меньше». Действительно, на днях стало известно, что Турция сняла свои возражения против вступления в НАТО Финляндии и Швеции, и эти страны получили официальное приглашение в альянс. Таким образом, его границы с Россией увеличиваются в разы, и для НАТО, пытающегося обеспечить Украину оружием, необходимым для сдерживания постепенно наступающих российских войск, это большое подспорье. Кроме того, Швеция и Финляндия несут за собой современные армии, самые передовые технологии и протяженное побережье Балтийского моря.
В ответ на угрозу со стороны России страны НАТО намерены резко увеличить численность сил быстрого реагирования. Сейчас они насчитывают 40 тысяч военнослужащих, многие из которых базируются на восточных границах альянса, но вскоре их состав будет доходить до 300 тысяч человек.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также заявил о намерении усилить группировку быстрого реагирования, а президент Джо Байден сообщил, что США укрепляют сухопутные, морские и воздушные силы НАТО в Европе. Плюс ко всему этому — появление новой стратегии, согласно которой Россия будет рассматриваться как прямая угроза безопасности стран альянса.
Что касается вклада Великобритании в европейскую безопасность, Борис Джонсон объявил о расширении британских военных баз в Эстонии, «чтобы обеспечить в случае необходимости быстрое наращивание боеспособных сил и размещение дополнительных летальных вооружений: артиллерии, воздушной обороны и вертолетов».
Интересно, что в то время как Борис Джонсон призывает союзников по альянсу «раскошелиться» на оборону, сам он подвергается критике у себя дома за то, что отказался от предвыборных обещаний ежегодно увеличивать долю военного бюджета. В частности, недоволен этим министр обороны Бен Уоллес, который публично критиковал Джонсона. Впрочем, позднее он снял свои возражения, выразив надежду, что военные расходы будут увеличены после 2024 года.
И все же Бен Уоллес шутливо поставил Бориса Джонсона на место, хотя и по другому поводу. Прокомментировав его слова о том, что, будь Путин женщиной, он бы не развязал эту токсичную маскулинную войну, Уоллес сказал журналистам, что беда не в том, что Путин не женщина, а в том, что он сумасшедший. «И среди женщин есть подобные сумасшедшие, — добавил министр обороны, — например, Мария Захарова».
Шутки шутками, но Борис Джонсон после своих триумфальных выступлений за границей, где ему отдают должное за активную позицию по поддержке Украины, вынужден будет вернуться домой к старым и новым проблемам. Здесь ему снова припомнят, что он не сдержал обещания индексировать оборонный бюджет, что проблемы с падением уровня жизни тоже никуда не делись, а к тому же, что за время его отсутствия консерваторы потерпели два сокрушительных поражения на допвыборах. Соратники Джонсона по партии даже начали снова задумываться, не стоит ли им сменить лидера во избежание провала на парламентских выборах через два года.
Несмотря на браваду Джонсона, который на днях сказал, что надеется оставаться премьер-министром три срока и дольше, избиратели, как показали майские выборы, разочаровались в консерваторах, главным образом из-за поведения Бориса Джонсона и partygate. В партии начали подозревать, что их лидер, который славился своей способностью побеждать, теперь может привести тори к поражению. И тут ему уже не поможет дружба с Владимиром Зеленским и популярность в Украине, где его любовно называют Джонсонuk.