— Прежде всего, поздравляем с привлечением инвестиций. Понимаем, насколько значимо для вас это событие. Для нас тоже важно и приятно, когда финалист конкурса ZIMA Startup добивается такого успеха.
— Спасибо. Как раз во время питчинга на ZIMA Startup, в ноябре прошлого года, мы только-только начинали наше общение с инвесторами и добились цели в начале этого года. Обычно в стартапы, находящиеся на таком же этапе развития, как Stackt, инвестируют несколько ангелов, которые идут в сделку вслед за одним фондом-лидером. У нас, наоборот, три фонда и один ангел. Это говорит о жизнеспособности нашей бизнес-модели и о том, что бизнес в Великобритании может расти кратно уже на первых этапах.
— Кто эти инвесторы?
— Ангела, к сожалению, назвать не могу. А фонды — это, прежде всего, наш лид-инвестор Haatch Ventures, один из ведущих британских фондов, которые инвестируют в компании на ранних стадиях. Второй — это Metropolis Ventures, международный фонд, базирующийся в США, третий — европейский фонд ZAKA.
— По какой оценке стоимости они входили в Stackt? И сколько инвестировали?
— Оценку, пожалуй, тоже разглашать не буду, но могу сказать, что суммарно в рамках первого раунда мы привлекли ₤500 000.
— Это соответствует вашим ожиданиям?
— Абсолютно. Мы получили столько, сколько хотели на этом этапе, и по той оценке, по которой планировали. Так что совершенно довольны. Мы поговорили с большим количеством разных фондов и ангелов, у нас была достаточно сильная позиция, и это позволило привлечь деньги на хороших и справедливых условиях.
— Что прежде всего заинтересовало инвесторов в вашем случае?
— Это, конечно, комплекс факторов, но инвесторы, которые входят в компании на ранних стадиях, прежде всего смотрят на сильную и эффективную команду. Ничего удивительного: CB Insights в своем исследовании пишет, что 25% стартапов разваливаются как раз из-за слабой команды. Я думаю, что команда единомышленников часто даже важнее самой идеи. Как говорил Марк Цукерберг: «Самая важная вещь, которую должен создать предприниматель, это хорошая команда». И мне как раз удалось собрать профессионалов на всех позициях — от топ-менеджмента до службы поддержки клиентов. Сейчас в Stackt уже 10 человек, они разбросаны по всему миру — Англия, Австрия, Литва, Россия, Грузия, Ливан, и вся работа ведется в полностью удаленном режиме.
Плюс в Англии немного стартапов, находящихся с нами на одном уровне развития, с такими же результатами: за год мы выполнили порядка 700 заказов с оборотом ₤170 000. Это говорит не только о том, что мы нашли нишу на рынке с явной и понятной болью, но и о том, что у нас уже есть решение для ее устранения. Да, оно пока не достигло задуманного уровня с точки зрения продукта, но показатели Stackt уже говорят о его востребованности. Особенно с учетом того, что мы оперируем на одном из самых консервативных рынков мира.
— Война в Украине как-то повлияла на переговоры, на их скорость, на оценку компании? Вообще, какие были сложности в общении с инвесторами?
— Каких-то специфических проблем, которые касались бы только нас, — нет, не было. Но текущая геополитическая ситуация оказывает влияние на венчурный рынок в целом — инвесторы стали более осторожными и меньше готовы к риску. И это, конечно, влияет на ход переговоров, на их темп и результат. Впрочем, и мы, со своей стороны, тоже были осторожны и избирательны. У нас, например, было несколько предложений от российских фондов, но мы интуитивно от них отказывались. Как показало время, это было правильным решением, иначе в нынешних условиях это создало бы для нас определенные проблемы при привлечении инвестиций на следующих этапах.
— Какое настроение у команды сейчас? Вообще, что чувствуют люди в момент, когда компания получает первые инвестиции?
—Мы в Stackt всегда уверенно смотрели вперед и даже в самые тяжелые моменты были убеждены, что справимся. С закрытием раунда уверенность возросла, как и чувство ответственности, кстати говоря. Одно дело, когда компания живет исключительно за счет собственных доходов, планы строятся на неделю или месяц вперед, а речь идет о решениях стоимостью несколько тысяч фунтов. Совсем другое — когда каждое решение имеет ценность в несколько сотен тысяч, а планирование затрагивает следующие несколько лет. Это новый уровень.
— В связи с этим о планах: на что пойдут привлеченные инвестиции? Что прежде всего вы будете делать сейчас?
— На масштабирование бизнеса. Прежде всего — на развитие продукта, онлайн-платформы, ее техническое совершенствование. Чтобы увеличивать долю рынка — прежде всего в Англии, — будем инвестировать в маркетинг и расширение команды.
— Что именно вы хотите сделать с продуктом? Каким он должен быть?
— Простым и прозрачным. Мы хотим, чтобы наш клиент мог забронировать переезд или помещение для хранения вещей буквально за пару кликов в удобном интерфейсе, видя, как меняется стоимость в зависимости от выбранных услуг. Простота и удобство — вообще одна из ценностей Stackt. В общей сложности члены нашей команды переезжали более 50 раз, так что само желание создать простой и удобный сервис в этой сфере возникло не на пустом месте. Основная проблема на рынке услуг перевозки и хранения вещей сейчас в том, что весь процесс ручной. Для всех его участников — и для клиентов прежде всего — он неудобен, неэффективен и обходится намного дороже, чем могло бы быть. Stackt создан, чтобы это изменить, опираясь на наш опыт и возможности современных технологий. Мы создаем не просто сервис, а пространство, где люди могут сосредоточиться на своем душевном спокойствии, пока мы выполняем свою главную задачу — упрощаем продукт там, где это возможно. Переезжаете ли вы в новый дом в Лондоне, соседнем городе или в другой стране, переезд должен быть простым.
— Иными словами, цель — сделать uber для перевозок и хранения вещей?
— Можно и так сказать. Тем более что наш рынок сейчас такой же «допотопный», каким когда-то был рынок такси. Раньше нужно было звонить в компанию, ждать на телефоне, пока соединят с оператором, объяснять детали заказа, потом приезжала машина, водитель или оператор звонил и сообщал об этом — долго и неудобно. Сегодня мы даже не замечаем весь этот процесс благодаря приложениям заказа такси — все происходит в несколько кликов. Вот и мы намерены диджитализировать путь клиента от А до Я в нашей индустрии, которая сегодня является одной из наименее технологически развитых и в которой мы видим огромный потенциал. Когда вы хотите заказать доставку еды, вы прежде всего вспоминаете про Deliveroo, когда вам нужно такси — про Uber. В ближайшем будущем, когда речь зайдет о переезде, вы подумаете про Stackt.
— Что этому может способствовать, а что помешать?
— В последнее время мы часто об этом думаем. Конечно, негативное влияние может оказать геополитическая ситуация. Для экспансии, дальнейшего развития и роста стартапа необходимы внешние инвестиции, а следующие год-полтора будут достаточно тяжелыми для привлечения инвестиций — не только для нас, но и для всех компаний, находящихся на той же стадии развития, что и мы. И не только в Англии.
Однако в таких нестабильных ситуациях, как сейчас, люди становятся более мобильными, перемещаются активнее и чаще, и им наши сервисы оказываются еще нужнее. Мы это уже наблюдали во время пандемии — одни уезжали из Лондона, и им нужно было и перевозить вещи, и что-то хранить, другим требовалось больше пространства, чтобы работать из дома, и они освобождали его от сезонных вещей. То есть такие сдвиги на политическом и экономическом уровне, которые мы наблюдаем, могут способствовать нашему росту. А если продукт востребован и спрос на него растет, то и инвестиции легче привлекать.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…