Вопрос о назначении Криса Пинчера встал после того, как на прошлой неделе на него подали жалобу сразу два человека, к которым он приставал в клубе, где, по его словам, он выпил лишнего. В среду, на традиционной сессии вопросов к премьер-министру, лидер оппозиции Кир Стармер озвучил пикантные подробности сексуальных домогательств Пинчера, процитировав показания одной из жертв.
Министры, к которым на утро следующего дня присоединились еще около двух десятков членов правительства, подали в отставку после того, как уличили премьера во лжи: и Борис Джонсон, и его представители неоднократно заявляли, что не были поставлены в известность о расследованиях жалоб на Пинчера. Но после того как бывший глава департамента госслужащих МИДа лорд Саймон Макдональд подтвердил, что еще в 2019 году, накануне назначения Пинчера, Джонсон был лично информирован о деле, премьер-министр неожиданно вспомнил, что такой разговор имел место, а он просто о нем запамятовал, и извинился. Только было уже поздно.
Борис Джонсон утратил доверие министра финансов Риши Сунака, который в письме об отставке пояснил, что «общество вправе требовать от правительства надлежащего, серьезного и компетентного исполнения своей работы». Министр здравоохранения Саджид Джавид тоже написал премьер-министру, что не может сознательно продолжать работать в правительстве.
После этого отставки посыпались одна за другой, а правительство стало напоминать карточный домик. К моменту написания этого текста, из него уволились уже 18 человек.
Среди подавших в отставку, помимо названных ключевых министров, — младшие министры, парламентские личные секретари и сотрудники аппарата консервативной партии. Газеты, в том числе и те, что традиционно поддерживают партию тори, вынесли общий вердикт: «Борис Джонсон на краю пропасти», «Конец игры», «Эндшпиль».
Даже официальный кот резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит Ларри написал в своем Twitter: «Я не могу больше с чистой совестью жить под одной крышей с премьер-министром. Один из нас должен уйти».
Семеро из десяти человек, опрошенных компанией изучения общественного мнения YouGov, тоже считают, что Борис Джонсон должен уйти в отставку. Тем не менее сам премьер-министр так не думает и продолжает бороться за свое политическое будущее. На места ушедших министров он сразу же назначил новых, заявив, что сам подавать в отставку не собирается. Но сгустившиеся над ним тучи вряд ли теперь рассеются. По мнению большинства обозревателей, судьба Джонсона решена. Неизвестно лишь, когда и как его удастся убрать с поста лидера консервативной партии.
Внутри парламента, особенно среди депутатов от тори, уже зреет новый бунт. Дэвид Дэвис, бывший министр по делам Брекзита в правительстве Терезы Мэй, призывавший в прошлом Джонсона уйти в отставку, в среду повторил свои слова, добавив, что он должен это сделать в интересах страны.
По некоторым предположениям, к тем 40%, которые проголосовали за вотум недоверия лидеру партии ровно месяц назад, сейчас добавились новые недовольные. Так что, если вотум доверия будет объявлен снова, Джонсон его проиграет. Однако проблема в том, что по партийным правилам вотум недоверия лидеру может быть объявлен только через год после прошедшего голосования. Правда, члены комитета 1922, который решает процедурные вопросы в консервативной партии, могут проголосовать за изменение правила и объявить новый вотум, не дожидаясь истечения срока.
Пока трудно представить, как Борис Джонсон сможет и дальше возглавлять правительство в атмосфере недоверия и враждебности со стороны коллег по партии и избирателей. Консерваторы славятся своей нетерпимостью по отношению к тем, кто потерял способность выигрывать. Судя по тому, что происходит сейчас, Борис Джонсон становится для них обузой, а не выигрышной картой, как было раньше.
Впереди очень тяжелый год: неизбежное повышение цен, которое мы уже ощущаем, снижение уровня жизни, инфляция, которая, как ожидается, будет только расти. Премьер-министр, потерявший доверие партии и, что еще важнее, пошатнувший уверенность избирателей в том, что он способен вывести страну из экономического кризиса, не сможет успешно руководить правительством. Весь вопрос в том, уйдет ли Борис Джонсон сам, как это сделали когда-то его предшественники — Маргарет Тэтчер, Дэвид Кэмерон, Тереза Мэй, или партии придется его вытолкнуть.
По последним опросам, яркого лидера в предстоящей гонке пока не обнаружилось. Вот как выглядит текущая таблица предпочтений, составленная по результатам ставок букмекерских контор.
После яркой речи Саджида Джавида, в которой он объяснил свое решение уйти в отставку невозможностью балансировать между собственными принципами и необходимостью оставаться в команде премьер-министра, некоторые обозреватели сочли его выступление заявкой на участие в предстоящих выборах на пост лидера партии.
Новость о том, что во главе британского правительства может оказаться кто-то другой, вызовет опасения не только среди сторонников Джонсона в Великобритании, но и тех, кто отождествляет его с активной и действенной помощью Украине. Но, судя по тому, как ведет себя правительство с самого начала войны, развязанной Путиным против Украины, эти опасения напрасны. Министр обороны Бен Уоллес, министр иностранных дел Лиз Трасс и другие члены кабинета всегда выступали за безоговорочную военную и моральную поддержку Украины и твердое противостояние Путину.
Более того, и оппозиция не раз заявляла о твердой поддержке Украины. Выступая в новостях на радио Би-би-си в среду, министр финансов теневого кабинета Рэйчел Ривз заверила Украину и президента Зеленского, что, придя к власти, ее партия будет стоять плечом к плечу с Украиной против, как она выразилась, «жестокого режима Путина».
UPD: в полдень 7 июля Борис Джонсон официально заявил, что он принял решение уйти с постов премьер-министра Великобритании и лидера Консервативной партии.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…