Королева назвала 1992 год «annus horribilis» («ужасный год» в переводе с латинского), потому что именно тогда трое из ее четверых детей разошлись со своими супругами, а страшный пожар уничтожил большую часть Виндзорского замка. С тем же успехом все девяностые можно было назвать «decennium horribilis» – «ужасное десятилетие».
Большинство британских зрителей прекрасно помнят девяностые. Почти все герои тех событий живы-здоровы, а сама королева умерла лишь недавно, уже после того, как были закончены съемки нового сезона сериала «Корона». Конечно, возражения против того, что в сериале постоянно смешиваются факты и домыслы, звучали и после показа предыдущих серий. Но на этот раз, именно из-за того, что воспоминания еще свежи в памяти, критиков у сериала прибавилось: «Не следует выдавать художественный вымысел за факты», «Полная чушь», «Ходульная ерунда», «Неточная и оскорбительная интерпретация истории».
Первой подняла свой голос знаменитая актриса Дама Джуди Денч. В своем письме в газету The Times она назвала сериал «грубой погоней за сенсациями» и сказала, что Netflix допустил «жестокую несправедливость в отношении королевской семьи». Джуди Денч считает, что Netflix должен был предварить сериал дисклеймером, информирующим зрителей, что они смотрят «художественную драму». По ее словам, это было бы не только данью памяти к ушедшей королеве, но и сохранило бы репутацию Netflix. Netflix отказывался помещать такой дисклеймер к предыдущим сезонам, но на этот раз всё же пошел на компромисс, правда, указав дисклеймер только к трейлеру сезона.
Я не была фанаткой «Короны» и до этого 5 сезона. Мне не нравилась некоторая ходульность образов политиков, которых я помню. Например, мне казалось, что в предыдущих сериях Маргарет Тэтчер выглядела глупо и карикатурно. Можно, конечно, допустить, что авторы и не претендовали на документальность, но, сохраняя в точности некоторые сцены, костюмы, в которые были одеты прототипы, не говоря уже о реальных прототипах, они настраивали зрителя на то, что всё, что ему показывают, имело место в действительности.
Как мы видим по реакции участников тех событий, это совсем не так. Например, бывший премьер-министр Джон Мейджор назвал сериал «полной чушью» («barrel-load of nonsense»). Еще бы! В первом же эпизоде сезона есть сцена, в которой наследный принц Чарльз приглашает премьер-министра обсудить с ним возможность давления на Елизавету II, с тем, чтобы она отреклась от трона в его пользу. Разговор будто бы состоялся в 1991 году. Сегодня сэр Джон Мэйджор называет этот эпизод «вредным и злонамеренным вымыслом», а его пресс-служба выпустила заявление, в котором говорится: «Сэр Джон никоим образом не сотрудничал с создателями сериала. Никто из них к нему не обращался за уточнением фактов в сценарии. Разговоры между монархом и премьер-министром совершенно конфиденциальны, и для сэра Джона таковыми они остаются всегда».
Те, кто недоволен образом принца Чарльза в сериале (а там и в предыдущих сериях его поведение подчас выглядело не слишком красиво), считают, что всё это вредит репутации короля. Но ни принц, ни другие члены семьи не высказывались против того, как они представлены на экране, следуя принципу монаршей семьи: «Никогда не жалуйся, никогда не объясняй». Этого же принципа будет придерживаться и Карл III, хотя в сериале показаны очень нелицеприятные эпизоды, касающиеся его отношений с Камиллой, нынешней супругой короля, королевой-консортом, а в 90-х – его любовницей.
Правда, в этом случае, в истории, которая в свое время получила название «Камиллагейт» или даже «Тампонгейт», эпизод в серии «Путь вперед» («The Way Ahead») не выдуман, хотя и в нем смешаны факты и вымысел. Это — подслушанный и записанный каким-то таинственным образом реальный телефонный разговор между принцем Чарльзом и Камиллой в декабре 1989 года. Для пущей драматизации создатели сериала показали, что тогдашний муж Камиллы Эндрю Паркер Боулз снимает трубку и слушает глубоко интимный разговор между принцем и его женой, в котором Чарльз, в частности, говорит, что хотел бы пройтись по ее телу и стать тампоном в ней! В свое время эта история получила широкую огласку, желтые газеты опубликовали полную расшифровку телефонного разговора, было много карикатур и телевизионных скетчей. По репутации принца Чарльза и Камиллы это нанесло большой удар, но никаких исков королевская семья, следуя своему принципу, не предъявляла. Тот перехваченный разговор прозвучал и в новом сезоне, и, хотя эпизод короля сильно компрометирует, можно быть уверенным, что в суд на создателей он не подаст. «Не жалуйся, не объясняй!»
Правда, мы знаем, что принц Уильям, сын принцессы Дианы и Чарльза, в свое время возмущался тем, как журналист Би-би-си Мартин Башар обманным путем получил скандальное интервью с принцессой Дианой, в котором она произнесла свою знаменитую фразу: «В нашем браке было тесно втроем», – говоря о романе Чарльза с Камиллой. Он был очень недоволен Би-би-си, но корпорация все-таки принесла извинения за то, каким образом разговор был получен. В 5 сезоне эпизод с интервью воссоздан дословно и, согласно сообщениям в прессе, которая ссылается на «близкого друга принца Уэльского», он считает, что исторические события, которые фигурируют в «Короне», часто грубо искажены и оскорбительны».
Netflix решил отгородиться от критики дисклеймером, который сопровождает трейлер: «Эта драматизация истории королевы Елизаветы II и событий, которые сформировали ее правление основана на реальных фактах». Но, как сказала Джуди Денч, многие зрители, особенно за рубежом, не смогут отделить вымысел от правды.
А у меня есть личная претензия к создателям сериала. «Корона» – это такая безвкусица и развесистая клюква, что смотреть ее почти невозможно. Пьяный Ельцин, танцующий на столе, страшные сцены расстрела царской семьи, которые встык накладываются на сцены королевской охоты на дичь, лобовая метафора в серии «Ипатьевский дом», которая должна показать, что британская монархия несет ответственность за гибель царской семьи.
Да, мы знаем, что король Георг V отказался послать корабль за семьей своего двоюродного брата Николая II, тут искажений нет. Но преподнесена эта трагическая история совершенно иначе. Хотя о «художественных» достоинствах и провалах поп-сериала поговорим как-нибудь в другой раз.
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…