Как и в прошлые разы, мне повезло: скорая прибыла быстро, парамедики оказались доброжелательными и отвезли меня в ближайшую больницу. Там меня за пару часов привели в порядок и отправили домой (с возможностью вернуться, если я почувствую себя хуже), снабдив необходимыми лекарствами, которые у них на тот момент были в наличии. Наутро я смогла забрать в больничной аптеке и другие, что мне прописали.
Мой «семейный» врач, у которого я наблюдаюсь, находится в 200 милях от Лондона. Но в лондонской больнице, куда я попала из-за осложнений, врачи ознакомились с моей историей болезни онлайн (с разрешения, конечно) и уже знали, когда и от чего меня лечили. Эта система в NHS работает как часы. Даже, если бы я не попала в больницу, а просто забыла прописанные мне лекарства дома, я смогла бы обратиться в аптеку любого города, где мне бы их выдали.
На этом, пожалуй, можно закончить дифирамб NHS. Увы, проблем и недостатков у британской системы здравоохранения сейчас гораздо больше, чем преимуществ.
Известно, что плановые операции и процедуры в Великобритании до сих пор ожидают сейчас более 7 миллионов человек, и эта очередь не только не сокращается, а растет. Тому есть множество причин, о которых я расскажу дальше. Но, исходя из своего опыта, я думала, что с экстренной помощью дела обстоят не так уж плохо. Возможно, ждать своей очереди на операцию по замене сустава или даже более простой процедуры придется много лет, но уж умереть тебе не дадут – скорая помощь всегда придет на помощь.
Оказалось, что и это не так. В те же дни, когда в лондонской больнице мне сняли приступ и помогли снова начать свободно дышать, в городе Шеффилд, на севере страны, умер пятилетний мальчик, которого не положили в больницу и отправили домой, потому что там не было мест и дежурил всего один доктор. У пятилетнего Юсуфа возникли примерно те же осложнения, вызванные тем же вирусом, что и у меня. Мальчик, не получив своевременной помощи, не смог дышать и умер дома.
Представитель Департамента здравоохранения обещал, что «министерство сделает всё возможное, чтобы подобная трагедия не повторилась». Он напомнил, что в бюджете, который был объявлен на днях, выделены дополнительные 500 млн. фунтов стерлингов, чтобы «ускорить» выписку больных, дабы они не задерживались в больнице дольше положенного срока. Я не знаю, как они собираются добиваться скорейшей выписки пациентов детских больниц, но известно, что в Британии остается серьезная проблема с выпиской стариков, которым просто некуда идти. Дома престарелых либо переполнены, либо там не хватает персонала, который мог бы за ними ухаживать.
Правительство в осеннем бюджете пообещало в будущие два года выделить на здравоохранение до 8 миллиардов фунтов стерлингов. Но есть опасения, что и этой суммы будет недостаточно.
По мере того, как население Великобритании стареет (и живет дольше), для ухода за пожилыми людьми требуется все больше медперсонала и работников домов престарелых. Уже сейчас наблюдается ежедневная нехватка 165.000 человек персонала, а в следующие 10 лет предположительно 28% работников уйдут на пенсию.
Летом этого года в системе NHS насчитывалось около 50.000 вакансий среди младшего медицинского персонала (медсестры/медбратья). Это самая высокая цифра за всю историю системы здравоохранения (а по сравнению с прошлым годом число вакансий увеличилось примерно на 10.000). Во многом нехватка сотрудников связана и с Брекзитом, в результате которого многие иностранцы уехали из страны, и с тяжелыми условиями работы за относительно небольшую зарплату.
Недавние переговоры профсоюза медработников младшего звена (медсестер и медбратьев) результатов не дали, и его члены проголосовали за проведение забастовок в декабре. Это будет первый протест, объявленный профсоюзом RCN (Королевского колледжа медсестер) за 106 лет его существования. По его заявлению, зарплаты опытных медработников, несмотря на прошлогоднее повышение в 1,400 фунтов в год, из-за инфляции в реальных цифрах упали за последние годы на 20%. Профсоюз требует повышения зарплаты медработникам на 5% сверх инфляции.
Другие профсоюзы, представляющие работников здравоохранения, включая акушерок и уборщиков, тоже проводят голосования о проведении забастовок, а около половины команд скорой помощи в Англии – водители, парамедики и операторы скорой помощи, отвечающие на звонки 999, – уже объявили, что намерены бастовать перед рождественскими каникулами.
Причин упадка некогда замечательной системы всеобщего здравоохранения, которая недавно отметила 74-летие, есть несколько. Во-первых, отсутствие четкого планирования: обучение докторов занимает 10 лет, поэтому, считают эксперты, очень важно заниматься планированием на будущее. Сейчас наблюдается острая нехватка не только младшего медицинского персонала, но и врачей. Во-вторых, после Брекзита из страны уехали многие иностранцы, в том числе и врачи, работавшие в системе. Согласно The Nuffield Trust, Институту изучения проблем здравоохранения, разрыв с Европой привел к тому, что Великобританию покинуло около 4.000 докторов. Если в Европе, в среднем, на 1000 пациентов приходится около четырех врачей, то в Великобритании – менее трех врачей на 1000 пациентов. Многие британские врачи уходят не только на пенсию, но и по причине выгорания. BMA (Британская медицинская ассоциация) провела в прошлом году исследование, согласно которому одна пятая работников здравоохранения подумывает о смене профессии. В особенности эта тенденция усилилась после пандемии.
Ежегодно правительство увеличивает вливания в NHS, однако проблемы недофинансирования и неукомплектованности по-прежнему остаются проклятием национальной системы здравоохранения. Всё больше пациентов, которым больше нельзя ждать плановых операций за счет NHS, и кто как-то может это себе позволить, обращаются к частным врачам.
На самом деле, NHS огромная и неповоротливая махина, которая срочно нуждается в реформировании и реструктуризации. С этим согласны все, а попытки ее реформировать продолжаются более 10 лет. Вот и в 2022 году был принят очередной план реформ NHS (и снова увеличены расходы). Но, как пишет газета Times, одними вливаниями финансов NHS не спасти. В таких странах, как Италия, Израиль и Австралия затраты на медицину per capita ниже, чем в Великобритании, однако результат там гораздо лучше. Не помогут, по мнению Таймс, и межпартийные дебаты о том, как лучше реформировать британское здравоохранение. Однако газета предлагает создать Королевскую комиссию и объявить общенациональное обсуждение вопроса о том, что надо сделать, чтобы оздоровить систему здравоохранения.
Я пока, как мне кажется, надо просто постараться не болеть. Если, конечно, получится!
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…
Поймать иллюминацию в Ботаническом саду С конца ноября Ботанический сад в Эдинбурге превращается в магическую…
Асад и Британия Так. Мы не будем изучать весь массив того, что говорят в британских…