Не каждый год, а, точнее, никогда страна не могла похвастаться тем, что за какие-то двенадцать месяцев у нее сменилось два монарха и три премьер-министра, притом что один (то есть одна) из них продержался на своем посту всего 44 дня, а другой, молодой высокообразованный сын иммигрантов, стал первым в истории не белым главой правительства. Если не считать того, что за этот год в стране серьезно подскочила инфляция и стоимость жизни, его, хоть и с натяжкой, можно было бы назвать «интересным».
Если же говорить о прошедшем годе в свете глобальной политики и человеческих жизней, ужаснее его на нашем веку не было. Бессмысленное и жестокое нападение России на соседнюю Украину, обстрелы, убийства, насилие над гражданским населением и уничтожение инфраструктуры чужой страны – все это немотивированное зло заставило мир содрогнуться и сплотиться вокруг одной беды. Украина же в это время демонстрировала невероятное мужество и сплоченность перед лицом жестокой агрессии.
В Великобритании уходящий год тоже, как и во всем мире, прошел под знаком войны. Ни один выпуск новостей до сих пор не обходится без страшных репортажей из Украины. Более 50 британских журналистов сейчас работают на фронте, а английские газеты не только пишут о трагических событиях, но и постоянно собирают пожертвования в пользу беженцев и тех, кто остался в стране.
Украину поддерживают на государственном уровне, оказывая военную и гуманитарную помощь на миллиарды фунтов стерлингов, и на человеческом: ящики, в которые собирают продукты, лекарства и вещи первой необходимости, стоят полные во всех английских супермаркетах, украинские флаги висят на правительственных учреждениях. А еще Великобритания приняла более 150.000 беженцев из Украины. Это не так много, как другие европейские страны, но и не мало.
Помощь Украине в 2022 году на 2.3 миллиарда фунтов стерлингов обещали и частично предоставили все три премьер-министра Великобритании. Да, три! За один год у нас в стране сменилось три премьера и два монарха.
Кончина Елизаветы II была грустным, но неизбежным событием. За ее похоронами следила не только вся страна, но и весь мир. Вслед за смертью королевы британский престол перешел к ее сыну — принцу Чарльзу — нынешнему королю Карлу III.
Что же касается правительственной «чехарды», то наблюдать за стремительной сменой премьер-министров было интересно, хоть и тревожно (все же это был первый год после двухлетней пандемии, подорвавшей не только здоровье людей, но и мировую экономику, а также год войны в Украине). Яркий и эксцентричный премьер-министр Борис Джонсон, так блестяще приведший свою партию Тори к победе на выборах 2019 года, так энергично объединивший западные страны для поддержки Украины, стал жертвой собственного успеха. Ему казалось, что с таким большинством в Парламенте, с такой популярностью и харизмой, как у него, ему позволено всё. Но, в конце концов, законопослушные британцы, которые выполняли требования локдауна, не смогли простить Джонсону его отношения к закону, который он сам сформулировал и сам же нарушил, а коллеги по Парламенту – его постоянного вранья (или, как это принято называть, «умышленного введения в заблуждение») в связи со скандалом «пати-гейт». Джонсон оказался первым премьер-министром, которого полиция признала виновным в нарушении написанных им же правил. Попытка копировать своего героя Уинстона Черчилля премьер-министру не удалась.
Попытка следующей главы правительства, Лиз Трасс, копировать Маргарет Тэтчер тоже провалилась, хотя именно ее подражание «железной леди» и во внешности, и в обещаниях, включая намерение снизить налоги, обеспечило ей поддержку членов консервативной партии на выборах. В итоге, Трасс побила рекорд пребывания на посту премьер-министра, проработав в должности всего 44 дня. А ее план по спасению экономики, получивший шутливое название «трассономик», лишь усугубил кризис в Великобритании.
Премьер-министром, который с самого начала предупреждал, что планы Трасс снизить налоги за счет увеличения госдолга нереалистичны и лежат в области фантастики, стал Риши Сунак. После поспешной отставки Лиз Трасс, Тори выбрали Сунака новым лидером партии. Теперь именно ему предстоит вывести страну из тяжелого экономического кризиса.
Делать прогноз, удастся ли ему это, как и вообще делать любые другие прогнозы на следующий год – занятие бессмысленное и неблагодарное. Можно лишь говорить о том, чего бы хотелось.
Мне, конечно, больше всего хочется, чтобы закончилась война. Закончилась победой Украины на ее условиях. А пока мы лишь можем в меру наших возможностей помогать Украине и восхищаться мужеством ее народа.
В заключение вместо пространных пожеланий я хочу привести отрывок из грустного, но, как ни странно, духоподъемного репортажа из жизни военного Харькова в журнале «Экономист». Рассказ о том, как новогодние мероприятия в Харькове в связи с обстрелами было решено перенести под землю (перевод телеграм-канала Perevodika)
«19 декабря мэр открыл елку на станции метро «Университет», прямо под ее обычным местом на площади Свободы. «Нет никакой возможности оправдать установку елки над землей — площадь под угрозой», — сказал мэр. У врага есть координаты.
Гвоздь новогодней программы Харькова — музыкальное шоу «Ледяная леди», которое будет идти три раза в день на платформе станции «Университет». Режиссер Алексей Настаченко сказал, что в шоу не будет упоминаний о войне. Но мотивы нетрудно расшифровать.
В страшной стране, не так уж и далеко, ведьма превратила все в лед. Однажды она решает сделать то же самое с героем пьесы. Герой сопротивляется, после доблестной борьбы его спасают любовь, дружба и доброта. Ведьма тает».
Вот, пожалуй, главное пожелание: чтобы после доблестной борьбы героя спасла любовь, дружба и доброта. А ведьма растаяла!
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…