Речь в нашем курсе продолжится о русской культурной мифологии второго тысячелетия. Из большого набора базовых мифов мы выберем три: о Западе, на который Россия постоянно оглядывается, о вере, сопровождавшей монументальные исторические трансформации, и о поэте. Мы обсудим вопрос о том, когда и как складывались эти мифы, как они перерабатывались и какое воздействие оказывали — и продолжают оказывать — на носителей русской культуры?
Когда: 20, 27 февраля и 6 марта, 19.00
Где: Gustave Tuck LT, Gower St, London WC1E 6BT
Билеты: весь курс – £150 (early birds)/ одна лекция – £70/ бесплатно для членов клуба
О чем будем говорить?
Лекция 1. «ЗАПАД»
Постоянная оглядка на Европу, сравнение себя с ней, попытка определить, как Россия соотносится с Европой (или, после появления на русской культурной карте США, с Западом) сопровождают русскую культуру как минимум триста лет. А на самом деле и существенно больше. Неизменно вызывающий бурные споры вопрос, является ли Россия европейской страной, по-видимому, не может иметь осмысленного ответа, но не вызывает сомнений, что само постоянство, с которым вопрос этот ставится в русской культуре, и страсти, которые он вызывает, служат одним из нервных узлов российской идентичности. Лекция проследит устойчивую осцилляцию отношения к Западу в диапазоне от любви до ненависти, от желания влиться до рессентимента.
Лекция 2. «ВЕРА»
Один из устойчивых механизмов русской истории – перемена веры, обычно сопровождавшая монументальные исторические трансформации. В лекции речь пойдет не столько о самих религиозных представлениях, которые были приняты в России на тех или иных этапах ее истории – православии, коммунизме, религии войны и победы, сколько о механизме смены веры и объединения вокруг нее, о сочетании в ней религиозных, мессианских, государственнических и национальных элементов.
Лекция 3. «ПОЭТ»
Представления о «литературоцентрическом» характере русской культуры относится к числу общераспространенных. Действительно, на протяжении около трех веков литература брала на себя задачи многих отсутствующих в русской жизни социальных институтов, стягивая на себя несвойственные ей функции. Отсюда характерный для русской культуры феномен «главного поэта», борьба за эту институциональную роль и механизмы ее передачи. В лекции мы попытаемся реконструировать динамику этого культурного феномена. Среди «мифов», о которых уже шла речь в курсе, этот специфичен, в частности тем, что возникает сравнительно поздно и к настоящему времени уже в значительной степени изжил себя.
О лекторе
Андрей Зорин — филолог, литературовед, историк, профессор кафедры славистики Оксфордского университета и МВШСЭН.
«Разговоры о катастрофических событиях 2022 года, так или иначе вовлекших в свою орбиту весь мир, часто затрагивают предпосылки российского вторжения в Украину и идеологию нынешней государственной и политической элиты. Между тем идеологии, так или иначе, являются достоянием небольшой группы интеллектуалов: некоторые из них «выстреливают» и обретают плоть и кровь, другие остаются выдуманными конструкциями. На мой взгляд, большее значение имеют политические и культурные мифы, объединяющие элиты и значительную часть общества, с которыми идеологии могут резонировать. Именно такого рода культурная мифология может порою подсознательно определять наши социальные ожидания, картину мира, оценки и поступки».
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…