(не сбылось)
Сегодня трудно в это поверить, но год назад Запад предлагал президенту Украины эвакуироваться, а эксперты с умными лицами говорили о том, что Путину понадобится то 96 часов, то две недели, чтобы захватить Киев.
О том, как все обернулось в реальности, нет нужды рассказывать – СМИ пишут об этом каждый день. А эксперты с не менее умными лицами призывают не думать, что «иначе и быть не могло» – потому что могло. Год назад у Украины не было хорошего оружия, в численности войск она уступала РФ в соотношении 1/12, и только титанический труд и смекалка украинских военачальников и вовремя полученные разведданные помогли Киеву выстоять, а уж потом к помощи подключился и остальной мир.
(сбылось, хотя и не сразу)
Если страны ЕС немедленно открыли границы для украинцев, то Британия, как водится, несколько месяцев «брекзила» и заставляла людей, бегущих от бомб, проходить долгие бюрократические процедуры. Это приводило к тому, что люди из Украины, которые хотели приехать к своим друзьям или родственникам в Соединенное Королевство, на месяцы застревали во временном жилье где-нибудь в Польше, и за это Home Office очень ругали в британских газетах. Ситуация нормализовалась только к осени.
Всего по состоянию на 13 февраля 2023 года Британия выдала украинцам по обеим схемам 218,500 виз – и по этому показателю стала далеко не самой щедрой страной Европы. В Польшу в это же время въехало более миллиона беженцев из Украины, и к концу 2022 года их там все еще было порядка 950 тысяч.
(в целом сбылось, процесс продолжается)
Британия и Евросоюз закрыли небо для российских самолетов, и живущие в Британии россияне сегодня летают в Москву через Стамбул (за огромные деньги), а в Питер – через страны Балтии (у кого есть второе гражданство). Стало сложнее получать шенгенские визы – даже в Лондоне (и их теперь норовят выдавать только на срок поездки, хотя раньше легко давали на годы). Некоторые страны Европы вообще закрыли въезд для граждан РФ.
Стало значительно сложнее переводить деньги из России и обратно. Некоторые компании (например, Koronapay) пока предлагают такие услуги, но сегодня живущие в Британии россияне все чаще делают это через знакомых, у которых есть и рублевые, и фунтовые счета. В Телеграме даже появились специальные чаты «для своих» (вступление по рекомендации), где люди ищут друг друга.
(сбылось)
«Средние ставки по ипотечным кредитам могут вырасти до 3,2% в сравнении с 1,6% в конце 2021 года», – писали эксперты год назад, глядя не только на уже выросшие цены на газ, но и на то, как война в Украине будет еще дополнительно их взвинчивать.
В реальности ставки по кредитам выросли еще больше – к середине февраля 2023 года они составляли в среднем 4.81% (five-year fixed-rate mortgage rate) и 4.5% (two-year variable-rate mortgage rate). До этих цифр они поднялись с тех пор, как Банк Англии поднял базовую ставку с 0,5% (февраль 2022) до 4% (февраль 2023), чтобы остановить инфляцию.
Спотовые цены на газ при этом падают с конца 2022 года, так что война в Украине к этой проблеме имеет уже не самое прямое отношение, теперь это в основном наша «домашняя проблема». Ожидать снижения базовой ставки (и, соответственно, ставок по ипотеке) стоит к началу следующего года.
(сбылось частично)
Не то чтобы это было опасением: многие живущие в Британии россияне этого вполне хотели и одобряли борьбу с «грязными деньгами» из РФ даже до февраля, не говоря уже про то, что было потом. Что же получилось? Лондон частично сумел испортить жизнь некоторым из них, но на других эти меры не сказались. Мы помним историю Михаила Фридмана, который весной жаловался на то, что ему нечем платить домашнему персоналу. И разумеется, историю Романа Абрамовича, которому-таки пришлось продать свой футбольный клуб «Челси».
Но многие другие олигархи продолжают преспокойно жить, а кое-кто даже и богатеть. В The Telegraph в январе 2023 года вышел большой текст о том, как у них складывается жизнь, и у многих дела очень даже ничего. Например, состояние основателя «ФосАгро» Андрея Гурьева значительно выросло из-за войны, когда фосфорсодержащие удобрения подскочили в цене. Кроме того, он продолжает владеть в Лондоне 50-миллионным пентхаусом с диваном, обтянутым шиншиллами, позолоченным бассейном и православной часовней, привезенной из России.
(не сбылось)
Мало кто помнит сегодня эту странную идею, озвученную тогдашним премьером Борисом Джонсоном в конце февраля, – запретить россиянам иметь на счетах более 50 тысяч фунтов. Просто потому, что эти ограничения так и не были введены: в марте 2022 года британские банки заявили, что эта мера является противозаконной и невыполнимой.
(в целом не сбылось)
Не только пропагандистские путинские ресурсы, но и вполне респектабельные западные издания (например, Financial Times) год назад обсуждали, что будет дальше с русской культурой. Но несмотря на некоторые случаи вроде недавнего скандала в Висбадене с Нетребко и группой Pussy Riot, массовой «отмены» русской культуры не произошло. Более того, в Лондоне сегодня проходит куда больше концертов русских исполнителей (разумеется, не поддерживающих Путина), чем год или два назад: здесь продолжают выступать и БГ, и «Ногу свело», и Людмила Петрушевская, и Оксимирон, и многие другие. На выступления русскоязычных спикеров, таких как Екатерина Шульман, с интересом продолжает ходить не только русскоязычная публика, но и британская. Чехов, Достоевский и Чайковский тоже пока никуда не делись.
Отдельных деятелей культуры активистам удалось «закэнцелить» (например, Гергиева). Но было очевидно, что причиной его увольнения стала открытая поддержка российского режима, а не национальность.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…