На прошлой неделе клуб «Зима» отправился на тур по Национальной галерее вместе с независимым куратором Марком Сандерсом и художником Вульфом фон Ленкевичем. Специально для тех, кто хочет повторить прогулку самостоятельно, мы публикуем гид по самым важным и интересным полотнам, выставленным в музее.
1
Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»
Находясь еще в начале своего творческого пути, Леонардо получил заказ от одного из францисканских братств на создание алтаря в ныне разрушенной миланской церкви. Однако после того, как работа была написана, заказчики не сошлись с да Винчи в цене и, в результате, картина так и осталась непроданной.
Несмотря на то что художник писал работу в юном возрасте, именно «Мадонна в скалах» отражает новаторские техники живописи, над которыми так тщательно работал автор. Например, очертания Девы Марии, Иисуса и других героев намеренно размыты: таким образом создается впечатление, будто фигуры буквально вырисовываются из темноты, выступая на полотно. Кстати, если вдруг вам покажется, что эту работу вы уже где-то видели, то вы правы: второй экземпляр (пусть и более поздний) хранится в Лувре.
2
Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром»
Вслед за Леонардо обратите внимание на картину, которая была подарена королю Франции Франциску I тосканским герцогом Козимо Медичи, известным своей неподдельной страстью к искусству. Сам по себе сюжет, выбранный мастером, традиционен, однако, помимо Венеры и ее сына Купидона, живописец также изобразил на полотне амуров, каждый из которых – воплощение того или иного греха, рождающегося из любви.
Глупость, Обман, Ревность – Бронзино дает зрителям возможность самим решить, кто перед ними на полотне, оставив в углу картины лишь сорванные маски – символ игры и двуличия.
3
Ганс Гольбейн Младший «Послы»
Еще одна картина-ребус эпохи Ренессанса, которая заставляет зрителей искать смысл в каждом изображенном на ней объекте. Художник намеренно окружает героев двойного портрета – французских послов – большим количеством атрибутов и предметов. Одна часть из них служит фоном, другая – несет важный символ.
Наиболее широкую известность холст приобрел благодаря использованию анаморфоза – преднамеренно искаженного изображения, которое можно разглядеть только под определенным углом зрения. Так, бессмысленное пятно в центре полотна в какой-то момент превращается в человеческий череп, тем самым демонстрируя талант и мастерство Гольбейна.
4
Андреа дель Сарто «Портрет молодого человека»
Картина принадлежит кисти одного из мастеров эпохи Высокого Возрождения – итальянскому живописцу Андреа дель Сарто. Оглядываясь назад, можно сказать, что художнику очень повезло: находясь на пике своей карьеры, он стал ярчайшим представителем искусства во Флоренции, поскольку Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи к началу XVI столетия уже покинули город, оставив «ключи» от него Сарто.
За неизвестным «молодым человеком», по версиям экспертов, может скрываться кто угодно: простой натурщик, читающий книгу, неизвестный скульптор, в руках у которого на самом деле кусок обтесанного камня. Некоторые эксперты даже предполагали, что дель Сарто изобразил сам себя, но намеренно ввел зрителей в заблуждение, не назвав полотно автопортретом.
5
Рафаэль «Портрет папы Юлия II»
Гуляя по залам эпохи Ренессанса в Национальной галерее, невозможно обойти стороной работы одного из величайших мастеров своего времени – Рафаэля. «Портрет папы Юлия II» – один из примеров уже зрелого периода в творчестве мастера. Он, кстати, и сам считал его одной из своих лучших работ.
Современники оценивали Юлия II как правителя властного и жесткого, что не мешало ему в то же время быть большим ценителем искусства. Работы Рафаэля произвели настолько неизгладимое впечатление на папу, что он доверил мастеру расписать несколько залов своего дворца, предварительно дав приказ соскоблить уже существующие старинные фрески.
6
Джозеф Райт из Дерби «Эксперимент с птицей в воздушном насосе»
Передвигаемся к британским мастерам и начинаем знакомство с фигуры Джозефа Райта – одного из главных представителей романтизма. Его картина «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» – пример жанровой живописи, в которой так преуспел художник.
Несмотря на понятный сюжет – опыт с белым попугаем какаду – все полотно Райта намеренно окутано ореолом таинственности, настолько свойственным романтизму. Атмосферу создает и комната при свечах, и удивительная игра светотени, и разные эмоции на лицах героев. В то время как кто-то испытывает ужас от жестокого опыта, другие бесстрастно наблюдают за происходящим.
7
Уильям Тернер, «Дождь, пар и скорость»
Среди морских пейзажей Тернера – одного из величайших британских художников – найдите полотно, на котором изображен несущийся по железной дороге паровоз, пересекающий бескрайние поля. Так Тернер обращает внимание зрителей на масштабное противопоставление природы и индустриальной революции. При этом, сам автор не был противником прогресса, а наоборот активно интересовался новыми технологиями и изобретениями. Именно поэтому на полотне – контраст двух миров, существующих в единой реальности.
Для того, чтобы подчеркнуть скорость бегущего локомотива, мастер даже специально изобразил размытый силуэт зайца, перебегающего железную дорогу, однако со временем краска на картине выцвела, поэтому животное теперь едва ли можно разглядеть.
8
Джон Констебл «Телега для сена»
По соседству с Тернером, в том же зале галереи, представлены работы еще одного ведущего британского пейзажиста Джона Констебла. Обратите внимание на картину «Телега для сена»: автор воссоздает типичную сельскую жизнь для Англии первой половины XIX столетия.
Художник не случайно подробно изображает крестьянскую жизнь, ведь и она, и местность были ему знакомы с детства. На полотне – одна из небольших деревушек в Саффолке, где родился и провел детство художник. Мельничный пруд в центре холста вместе с самой мельницей (ее на картине нет) принадлежали семье художника, переходя из поколения в поколение. Поэтому добиться крайней реалистичности ему было нетрудно даже несмотря на то что работу он написал в студии, а не на пленэре.
9
Винсент Ван Гог «Подсолнухи»
Пожалуй, одна из наиболее знаковых работ голландского художника, для которого подсолнух стал цветком с символическим значением. И хотя сейчас полотна с изображением яркого цветка очень четко ассоциируются с именем художника, при жизни Ван Гога эта серия оценивалась экспертами не слишком высоко.
Экземпляр в Национальной галерее – одна из пяти картин, созданных Ван Гогом для того, чтобы украсить свой дом в Арле перед приездом друга и коллеги Поля Гогена. Изначально работ было семь, однако две из них для широкой публики недоступны: одна находится в частной коллекции и никогда не выставлялась, а другая была уничтожена во время Второй мировой войны.