Крупнейшее фотособытие года Photo London вновь уже в первый день собрало в неоклассическом дворцовом комплексе Сомерсет-хауса тысячи профессионалов и любителей фотографии. Ровно на 5 дней восточное и западное крылья внутри дворца, все три этажа здания, а также специально собранный для выставки павильон во внутреннем дворе заняли более 125 галерей из 56 городов со всего мира.
Тематика фотографий в этом году самая разнообразная: социум и взгляд в прошлое, ретроспективы известных личностей и икон разных времен, абстракция, современные технологии и даже стремление привлечь внимание публики к защите окружающей среды. При этом, несмотря на все «буйство красок» и даже некоторый сумбур – уж слишком много всего и слишком все непохожее друг на друга – Photo London из года в год обладает неоспоримым достоинством объединять под одной крышей сразу несколько поколений фотографов и фотохудожников. Совместно с мастерами и светилами своего ремесла на стендах представляют свои работы начинающие фотографы с большим потенциалом.
Наряду с многочисленными галереями из Европы, США и Латинской Америки, в этом году на Photo London представлена и одна русскоговорящая – лондонская Schtager&Shch, многим известная под своим прошлым названием Schtager Gallery. Вниманию публики на стенде G19 – работы знаменитого немецкого фотографа и миллионера Гюнтера Закса. Современникам он запомнился как многочисленный герой обложек глянца, а о его выходке, когда с вертолета обсыпали тысячами роз дом его будущей жены Бриджит Бардо (ее фотографии нетрудно найти на стенде) спустя несколько часов после их знакомства, вспоминают до сих пор.
При этом, Закс всю жизнь проявлял живой интерес к искусству, помог стать популярными в Европе многим впоследствии известнейшим художникам (среди них – близкий друг Закса Энди Уорхол) и нашел свое истинное призвание именно в фотографии. Его работы в Schtager&Shch – это эстетика и гламур, под эгидой которых прошел XX век с его развитием кинематографа, новой моды и искусства, разрушением канонов прошлого и вместе с тем духом бунтарства.
Фотографии Закса соседствуют со скульптурной инсталляцией «Lape Sul Naso» (в пер. «Пчела на носу») 2018 года современного автора Алексея Измайлова. Используя бытовые, совсем необычные материалы для создания работы – канат для скалолазания с карабином, деревянного станка из балетного класса – художнику удается исследовать взаимосвязь между потреблением и эстетикой, игрой и властью и создать произведение искусства.
Среди других заслуживающих внимания русскоязычных авторов на Photo London – работы американского фотографа и художника Анастасии Самойловой. Немецкая галерея Galerie-Peter-Sillem (стенд E07) показывает новую серию «Image Cities», посвященную большим городам, ставшим со временем мегаполисами и кардинально изменившимися в социальном и политическом аспектах. Сама Самойлова называет свои фотографии «визуальным исследованием» городской среды: Москва, Париж, Лондон, Нью-Йорк и другие мегаполисы стараются использовать свое триумфальное прошлое для создания уникальности своих образов, при этом не замечая собственную одноликость и все более сильное сходство друг с другом.
В этом году множество галерей дебютируют на Photo London, в том числе и тегеранская O Gallery, занимающая стенд E14 в здании Сомерсет-хауса – впервые в конкурсе принимает участие галерея из Ирана. Вниманию зрителей представляются фотоработы Мохаммадреза Мирзали, где реализм органично сплетается с абстракцией, а «сдержанная чувствительность» Мирзали дает зрителям возможность поразмышлять над снимками. На том же стенде – черно-белые фото конца 70-ых – начала 80-ых годов, сделанные иранским фотографом Кавехом Каземи. Фотосерия, которая раньше почти полностью была зацензурирована иранскими властями, является документацией вооруженных волнений и многочисленных протестов, которые в конечном итоге привели к Исламской революции и свержению монархии в стране.
Еще одна серия работ, которую невозможно обойти стороной, снимки известного автора южноафриканского происхождения Гидеона Менделя, представленные в этом году берлинской галереей ARTCO GALLERY. Его работы, получившие признание в мире искусства, всегда заставляют говорить вслух об острых социальных проблемах – будь то расовое неравенство, жизнь за чертой бедности или политические потрясения. На этот раз автор представляет серию фотографий, посвященную разрушению рукотворного мира природными стихиями – наводнениями, пожарами, ураганами – и вместе с тем передает через камеру историческое и культурное наследие самых разных этносов и народов.
Прогуливаясь по нескончаемым лабиринтам Сомерсет-хауса и центрального павильона внутри двора, не пропустите целую плеяду интересных галерей: Purdy Hicks Gallery (Лондон), The Photographers’ Gallery (Лондон), MAGNUM GALLERY (Лондон), THINK+feel Contemporary (Майами), Fishey Gallery (Париж, Арль), Grob Gallery (Женева), Flowers Gallery (Лондон, Гонконг).
Из других обязательных к посещению локаций на Photo London в этом году – коллекция работ разных лет британского фотографа Мартина Парра, получившего главную награду выставки Master of Photography. Сами кураторы Photo London называют Парра «крестным отцом британской фотографии», а его работы – документальной и честной мозаикой традиционной английской жизни во всех ее проявлениях.