Скандал начался после того, как бывший лидер UKIP Найджел Фарадж сообщил в своем Twitter, а затем на канале GB NEWS, что ему закрыли счет в частном банке COUTTS без объяснения причин. Позднее выяснилось, что руководство банка предложило Фараджу открыть обычный счет в «родственном» банке NatWest, который формально является владельцем Coutts. Разница заключается лишь в том, что счет в NatWest может иметь любой человек, а Coutts – банк особенный. В нем держат счета члены королевской семьи и вообще он обслуживает только очень обеспеченных клиентов. Для того, чтобы открыть счет в нем, надо иметь более 3 млн фунтов стерлингов или инвестировать в банк более 1 млн фунтов.
Глава Coutts дама Элисон Роуз в разговоре с обозревателем Би-Би-Си объяснила причину отказа «коммерческими соображениями». Эту же формулировку использовал журналист корпорации в заметке о закрытии счета Фараджа, правда, не ссылаясь на Роуз. Она сама, объявляя об уходе в отставку, призналась, что беседовала с обозревателем Би-Би-Си, но оправдалась тем, что не озвучила секретов о счете Фараджа, назвав лишь причину его закрытия. Журналист Би-Би-Си, в свою очередь, понял это как намек на то, что у Фараджа недостаточно средств, чтобы оставаться клиентом этого эксклюзивного банка.
Найджелу Фараджу удалось получить досье переговоров между сотрудниками Coutts, в котором они обсуждали нецелесообразность такого клиента, как Найджел Фарадж, не столько ввиду «коммерческих» соображений, сколько – его политических взглядов. Фарадж утверждает: из 40-страничного досье следует, что руководство Coutts говорило неправду, утверждая, что его счет не отвечает требованиям о многомиллионных вложениях. Из полученных им документов следует, что банковский «комитет определения рисков» постановил закрыть счет из-за его позиции по Брекзит, связей с Дональдом Трампом и Новаком Джоковичем.
После раскрытия этой информации Би-Би-Си принесла извинения Найджелу Фараджу за неточную информацию в первоначальной заметке (о «коммерческих соображениях» которыми руководствовался банк, закрывая счет Фараджа), и внесла правку, добавив новую информацию о политических мотивах решения.
Одной из причин действий банка Найджел Фарадж считает месть за то, что ему удалось добиться положительного результата в голосовании по Брекзит. Фарадж действительно был одним из самых ярых протагонистов выхода Великобритании из ЕС, и Брекзит – это в большой степени его заслуга.
Фарадж – давний противник законов, принятых в Брюсселе, в том числе и так называемого закона о «политически значимых лицах» (PEP – это термин из области финансового регулирования во многих странах, в том числе и в Великобритании). В списки (PEP), с которыми, кстати, могут ознакомиться потенциальные работодатели или банки, входят физические лица, представляющие повышенный риск потенциального участия во взяточничестве и коррупции в силу своего положения и влияния, которое они могут оказывать, то есть известные политики, министры и члены Парламента. Вполне вероятно, что Найджел Фарадж, благодаря своей активной политической позиции и неоднозначной репутации, попал в список PEP.
В видео, где Найджел Фарадж рассказывает о закрытии своего банковского счета, он утверждает, что подвергается политическому преследованию, в частности со стороны сэра Криса Брайанта, известного своей борьбой с коррупцией и засильем российских денег в Великобритании. Сэр Крис, как говорит Найджел Фарадж, развязал кампанию по его дискредитации. В прошлом году Брайант, возглавляющий парламентский комитет по привилегиям, обвинил Фараджа в том, что тот получил полмиллиона фунтов за выступление на канале RT в 2018 году. Фарадж и сегодня категорически отрицает эти обвинения. «Я не получал ничего ни от кого, хоть каким-то образом связанного с Россией!», – сказал он в своем ролике. Найджел Фарадж требовал от сэра Криса извинений, но до сих пор их не получил.
Обычно правительство не вмешивается в дела банков, но в данном случае оно (точнее, налогоплательщики) владеет 39% банка NatWest. NatWest был частично приватизирован после кризиса 2008 года, так что интерес правительства в этом случае вполне понятен. В парламенте уже одобрили отставку дамы Элисон Роуз и вывели ее из Совета по делам бизнеса при премьер-министре.
Глава экономического департамента Министерства финансов Эндрю Грифит встретился в среду с главами 19 банков, чтобы обсудить не только случай со счетом Фараджа, но и других клиентов британских банков, у которых могли возникнуть проблемы в связи с их политическими взглядами. После встречи Грифит признал, что «не банкам решать, какие политические партии мы должны поддерживать».
Несмотря на отношение к Найджелу Фараджу, к его ксенофобским и даже расистским высказываниям (это тоже вменяется ему в вину в досье, составленном на него банком), он поднял важные вопросы о правах человека и, в частности, о праве придерживаться собственных политических взглядов, не рискуя лишиться, например, личного счета в банке.
Еженедельник The Spectator задает вполне уместный вопрос: сколько директоров банка NatWest знали о том, что Coutts собирает политические досье на своих клиентов, чтобы решить, кому из них следует закрыть счет? Если знали, то почему не возражали против этого? Или никто просто не считал это неуместным?
Надо сказать, что, судя по блиц-опросу YouGov, большинство опрошенных считают такую практику неуместной и поддерживают Фараджа и других «жертв» политической дискриминации со стороны банков. Финансовый рынок отреагировал на отставку главы NatWest и скандал моментально: акции банковской группы уже упали на 4%.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…