Комментарии

Новые вызовы, новые проблемы. Маша Слоним – о том, почему нелегальных мигрантов в Англии становится только больше


С тех пор, как были приняты реформы, целью которых стало снизить число нелегальных мигрантов, прибывающих к британским берегам, был зафиксирован новый рекорд: Английский пролив (Ла-Манш) за период с 2018 по 2023 год пересекло 100 тысяч мигрантов. Это самое высокое число за последние пять лет. 

Попытка правительства отправлять мигрантов в Руанду, где в теории должны обрабатываться их заявки на политическое убежище, пока натолкнулась на легальные проблемы. Правительство надеялось, что угроза оказаться в Руанде остановит многих мигрантов и они не решатся пуститься в опасное путешествие, ведь не только они могут погибнуть в пути, но и, в случае успешного пересечения Английского канала, оказаться далеко за пределами Великобритании. Однако мигранты с помощью юристов от правозащитных организаций с успехом оспаривают решения об их отправке в страну с сомнительной репутацией в области прав человека. 

Между тем, число мигрантов растет ежедневно, а вместе с этим поднимается и цена их содержание. Правительство, то есть мы, налогоплательщики, платим 6 миллионов фунтов стерлингов на гостиницы ежедневно. С конца марта число тех, кто ожидает решение по прошению об убежище, выросло на 3 тысяч человек. По данным Хоум Офис, сейчас в гостиницах размещено более пятидесяти с половиной тысяч мигрантов.

Правительство предприняло очередную попытку сократить расходы на содержание мигрантов, но и она натолкнулась на неожиданное препятствие. На прошлой неделе небольшую группу перевезли на огромную баржу, переделанную специально для того, чтобы поселить на ней нелегальных мигрантов. Баржа рассчитана на 500 человек, раньше она использовалась для рабочих, занятых на офшорных нефтяных платформах. 

Судно, которое носит имя Bibby Stockholm, было поставлено на якорь в порту Портленд (Portland) в графстве Дорсет. Баржу приветствовали сразу две группы, которые протестовали против этого решения по диаметрально противоположным причинам. Местные жители опасаются, что инфраструктура графства не выдержит наплыва новых соседей, а другая группа – правозащитники – считает, что условия, в которых будут содержаться мигранты, неадекватные. Про условия я расскажу чуть позже, они, судя по всему, не такие уж ужасные, но пока что даже ту небольшую группу пришлось отправить назад в гостиницы, поскольку в поступающей на судно воде были обнаружены бактерии легионеллы – возбудителя опасной болезни легионеров. Новый завоз мигрантов приостановлен до полной ликвидации источника бактерий. 

Судя по рассказам журналистов, которые осмотрели баржу до ее заселения, условия жизни там вполне приличные. Каюты на двух человек, душ, туалет и телевизор; есть общий зал, есть актовый – для собраний, есть и молельные комнаты для отправления религиозных обрядов разных конфессий. Есть спортзал. Да и меню разнообразное, а еда, думаю, не хуже, чем та, которую мигранты получают сейчас. Баржа – это не тюрьма, мигрантам позволяется выезжать в город. Для этого будут предоставлены автобусы. Но всё это в будущем, да и одно судно на 500 человек проблемы не решит. Тех, кто ожидает убежища, в 10 раз больше.

И еще – грустная статистика, совпавшая с печальной датой. Ровно 2 года назад к власти в Афганистане пришли талибы. Все, наверное, помнят трагические сцены в кабульском аэропорту, когда количество желающих убежать от нового режима во много раз превысило число мест в самолетах. Великобритания тогда пыталась вывезти не только своих граждан, оказавшихся в тот момент в стране, но и некоторых афганцев с семьями. Тогда удалось эвакуировать из Кабула больше 10 тысяч местных жителей. С тех пор еще какое-то число афганцев разместили в Великобритании по правительственной программе. Но около 9.000 из них получили временные жилища и оказались в гостиницах, которые оплачивало британское правительство. Сейчас правительство собирается завершить эту программу и перекладывает заботу о расселении афганских беженцев на местные советы. Дедлайн – конец августа, так что многие из них могут оказаться к концу лета бездомными. Тем, кто живет в Великобритании, хорошо известно, насколько напряженной является проблема с жильем, которым располагают местные советы. 

Программа по переселению помогавших Великобритании афганцев работает до сих пор, но за те два года после прихода талибов лишь 40 беженцев, из тех, кому удалось бежать в соседние с Афганистаном страны, были благоустроены по программе переселения. Всего лишь 14 афганцев из «группы риска» прибыли непосредственно из Афганистана.  

Те, кто не оказался в числе этих счастливчиков, до сих пор скрываются в Афганистане – им грозит смертельная опасность за сотрудничество с британцами в прошлом. От полного отчаяния смельчаки отправляются в опасное плавание на утлых судах – только ради того, чтобы добраться до Великобритании. 

В этом году число афганцев, переплывающих Английский канал на лодках, превысило численность албанских мигрантов, которые раньше лидировали в опасном виде «спорта». В первые 7 месяцев года канал пересекли около 3 тысяч афганских мигрантов, и это число продолжит расти: только за июль к британским берегам приплыли еще 683 афганца. Это те, кому посчастливилось доплыть. Все шестеро утонувших в Ла-Манше в прошлую субботу, когда перегруженное мигрантами судно перевернулось, тоже были афганцами. 

Одним из главных обещаний Риши Сунака, когда он стал премьер-министром, было решить проблему нелегальных мигрантов. С тех пор она не только не решилась, но и усугубилась, а испытанные до сих пор методы борьбы с ней не дали никаких результатов. 

Потеря контроля над нелегальной миграцией, а также другие не выполненные обещания Сунака – снизить инфляцию вдвое, добиться экономического роста, сократить очередь на плановое лечение в системе здравоохранения – будут, скорее всего, стоить партии тори поражения на предстоящих парламентских выборах. Правда, реального плана решения проблемы нелегальной миграции, насколько можно судить, нет и у лейбористской оппозиции.

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

6 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

1 день ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

1 день ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

2 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

3 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

4 дня ago