Некоммерческая организация World Mosquito Program откроет в 2024 году «комариную фабрику» в Бразилии. Звучит странно – зачем кому-то понадобилось производить комаров, да еще в промышленном масштабе? Идея в том, чтобы разводить полчища — до пяти миллиардов в год! — комаров, зараженных вольбахиями. Эти бактерии служат своего рода прививками от вирусов, которые вызывают желтую лихорадку, денге и лихорадку Зика, не позволяя комарам стать переносчиками болезней.
World Mosquito Program планирует выпускать «привитых» бактериями комаров в естественную среду, где они начнут заражать своих диких сородичей, постепенно сделав всю популяцию устойчивой к болезням, которые ежегодно убивают до миллиона человек. Проведенное в прошлом году исследование показало, что заболеваемость лихорадкой денге сократилась примерно на 95% в тех районах Колумбии, где выпускали модифицированных комаров.
К сожалению, трюк не сработает с малярией, поскольку ее вызывают не вирусы, а паразитические плазмодии, но, возможно, в будущем ученые найдут способ победить и ее.
Neuralink, одна из фирм Илона Маска, специализирующаяся на подключении человеческого мозга к компьютерам, скоро начнет испытания своего импланта на людях.
Добровольцы с параличом всех конечностей или боковым амиотрофическим склерозом получат нейроимпланты, которое позволят им управлять курсором на экране или печатать, используя силу мысли.
Компания уже получила одобрение американского регулятора и планирует провести десяток операций в течение первого года. Если все пойдет по плану, к 2030 году Neuralink будет вживлять более 20 тысяч чипов ежегодно.
Но Илон Маск – не единственный игрок на рынке интерфейсов мозг-компьютер. Похожие импланты испытывают и другие компании. Они используют разные подходы к задаче – например, имплантация устройства Precision Neuroscience проще, чем у Neuralink, а Synchron вообще отказалась от операций, вживляя свои электроды через вену на шее пациента. Пока сложно сказать, какое решение окажется самым перспективным, но уже понятно, что в 2024 году эпоха нейроинтерфейсов действительно началась.
В этом году должен заработать JUPITER — самый мощный суперкомпьютер в Европе. Он относится к классу экзафлопсных, то есть способных выполнять миллиард миллиардов операций в секунду. Это очень много! Число столь сложных устройств в мире можно пересчитать по пальцам одной руки: два экзафлопсных компьютера работают в США, еще два, по слухам, есть в Китае.
Зачем нужны такие машины? Исследователи планируют использовать JUPITER для моделирования климата Земли в высоком разрешении и создания «цифровых двойников» человеческого сердца и мозга, что пригодится, например, в разработке лекарств. Два новых американских экзакомпьютера, которые тоже вступят в строй в 2024 году, будут применяться для картирования головного мозга и моделирования последствий ядерных взрывов.
Подобные вычисления — дорогое удовольствие. Трехлетний бюджет европейского суперкомпьютера составляет 500 миллионов евро, в том числе, 100 миллионов потратят только на оплату электричества.
Впрочем, расходы пугают не всех: в прошлом году британское правительство объявило, что вложит 900 миллионов фунтов в разработку собственного экзафлопсного компьютера.
В 2024 году биотехнологическая компания eGenesis планирует начать трансплантацию свиных сердец детям. Это позволит пациентам с серьезными пороками сердца выиграть время, чтобы дождаться пересадки подходящего человеческого органа.
Пересадка даже между людьми осложняется риском отторжения донорского органа иммунной системой реципиента. Чтобы повысить шансы на успех, eGenesis с помощью технологии редактирования генов CRISPR вносит десятки изменений в геном свиньи, например, «выключая» содержащийся в нем генетический код древних вирусов, которые могут быть опасны для людей. Кроме того, ученые добавляют в свиной геном определенные человеческие гены, способные «убедить» иммунную систему не атаковать новое сердце.
Пересаживать можно не только сердца, но и другие генномодифицированные органы. Например, в конце 2023 года исследователи eGenesis сообщили, что обезьяны, получившие почку от свиньи, прожили более двух лет — внушительный срок для межвидовой трансплантации.
В этом году Международный суд в Гааге должен принять решение о юридических обязательствах стран по борьбе с изменением климата. Впервые главный суд мира определит правовые последствия для государств, которые наносят ущерб климату «своими действиями и бездействием».
Несколько лет назад процесс, который, возможно, приведет к историческому прецеденту, начало правительство тихоокеанского государства Вануату под давлением молодежных климатических активистов. Весной 2023 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию с требованием к Международному суду вынести решение по этому вопросу. Ранее ООН уже включила в число прав человека право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду — вероятно, это станет одним из аргументов для судей.
Само по себе решение суда в Гааге ничего не изменит: государства не обязаны его выполнять. Но позиция авторитетного международного института должна подтолкнуть страны к усилению своих климатических целей и может пригодиться в судебных тяжбах климатических активистов со своими правительствами.
Телеграм-канал автора статьи – Ильи Кабанова: «Лайфлонг муки».
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…