Восточная сказка, колоритная, пряная, шумная — до того, как впервые окажешься в Марокко, представления об этом королевстве могут быть в духе общих стереотипов. Но стоит сойти с трапа самолета в Касабланке, и этот миф рассеивается.
Марокко — очень современная, свободная в нравах и открытая страна, многоязычная, многоликая и мультикультурная. Ее богатейшая история включает не меньше глав, чем берберский ковер шерстяных нитей. Здесь есть серфинг, гольф и альпинизм, памятники исламской архитектуры, галереи современного искусства и рестораны экспериментальной кухни — остается только выбрать то, что больше приходится по вкусу или попробовать все по чуть-чуть.
Делюсь подробнее своим любимым маршрутом, который займет примерно неделю и позволит увидеть страну в полноте ее контрастов, а также станет отличным планом для февральского отпуска.
Касабланка — 4-миллионный порт на берегу Атлантики, который начал стремительно расти в годы французского Протектората и с тех пор лишь набирает обороты. Здесь всего в избытке: самая большая мечеть на континенте (Хасана Второго), огромный торговый молл, яркий стрит-арт, громкие ночные клубы и немыслимое разнообразие кухонь мира. В Касабланке я рекомендую японский ресторан Iloli, итальянский Da Nolita и средиземноморский Lе Cabestan, а местные специалитеты и экзотику вроде верблюжатины оставить неопытным туристам или вернуться к ней позже. Касабланка —плавильный котел из идей и тенденций, столетнее «дитя любви» Востока и Запада. От этого союза «родился», например, потрясающий квартал в стиле ар-деко: молодые французские архитекторы оттачивали здесь свое мастерство, сочетая традиционные для ислама орнаменты и декоративные мотивы с геометрией и формами, набиравшими популярность в Европе 1920 годов. Не упустите возможность оценить невероятные витражи Собора Святого Сердца, и, конечно, остановитесь на ночь в Royal Mansour Casablanca, принадлежащем королевской семье.
Из Касабланки отправляемся в Танжер — второй город нашего маршрута, около трех часов живописной дороги вдоль океана. Если не хочется торопиться, загляните по пути в Рабат, столицу Марокко. Медина или старая часть города, спрятанная за крепостной стеной, может впечатлить только по незнанию, а вот посмотреть здание оперы, построенное по проекту Захи Хадид, рекомендую от души. Кстати, если времени не так много, то добраться из Касабланки в Танжер можно и на поезде — всего за два часа. Правда, для переезда в Марракеш придется вернуться той же дорогой.
Танжер — самый северный и точно самый европеизированный город страны. В первые часы даже немного теряешься: это Франция? Испания? Марокко? Здесь сходятся воды Средиземного моря и Атлантики, а вместе с ними и культурные влияния. Если хотите увидеть Танжер глазами французской богемы, отправляйтесь на виллу «Мабрука» — второй и гораздо менее раскрученный дом Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в Марокко, открытый для гостей меньше года назад. Сейчас здесь великолепный бутик-отель (с тем же именем — Villa Mabrouka) на 12 номеров, интерьер и атмосфера которого восстановлены так искусно, что кажется, будто кутюрье только что вышел из хозяйской спальни и вот-вот спустится к столу.
Над проектом работал британский дизайнер Джаспер Конран, больше известный как модельер и художник по костюмам, и это уже второй его отель в Марокко — l’Hôtel в старом центре Марракеша, где всего 5 комнат для гостей, но есть бассейн и сад, тоже стоит взять на заметку. С едой в Villa Mabrouka все прекрасно: на территории отеля, утопающей в зелени, есть хороший ресторан, а из других гастрономических удовольствий Танжера посоветую рыбный Saveur du Poisson и «старомодный» в лучшем смысле слова Casa d’Italia. Обязательно к посещению и Cafe Hafa — здесь, с видом на океан, пили крепкий мятный чай Мик Джаггер и The Beatles.
После Танжера отправляйтесь в Фес — три часа дороги вглубь континента перенесут вас на тысячелетия назад во времени. Медина IX века сохранилась в Фесе в первозданном виде, а кожевенные мастерские продолжают работать по технологиям, передающимся из поколения в поколение: шкуры сушат, вымачивают, красят, кроят, сшивают – это удивительный процесс, который заслуживает внимания. По лабиринтам рынка можно бродить часами, засматриваясь на сумки, тапочки-бабуши, специи и финики и погружаясь в атмосферу прошлого. Телепорт обратно в современность ищите в Nur — ресторане с авторским, инновационным прочтением традиционной кухни.
Марракеш — финальная точка в путешествии, которая одновременно резюмирует все, что вы уже успели увидеть и углубляет этот опыт. Здесь можно найти богемные риады Fes, Nomad и Terrasse des epices, любимые музыкантами, художниками, хиппи и миллионерами, или, например, Riad El Fenn — место, в котором несколько лет назад Мадонна отмечала свой день рождения, но богемный флер рассеялся и сегодня туда лучше заглянуть лишь на бокал шампанского.
В городе много древних мечетей и есть площадь Джемма Эль-Фна, уличные шоу на которой нельзя пропустить, каким бы туристическим аттракционом они ни казались.
В Марракеше можно почувствовать себя в гостях у короля, поселившись в Royal Mansour. Редкий отель производит такое грандиозное впечатление обилием декоративно-прикладного искусства в интерьере и атмосферой, в которой концентрация люкса и высочайший уровень сервиса (в каждом номере есть батлер) подана так деликатно и с достоинством.
Если вам больше по душе минимализм, хорошим выбором станет и Amanjena, но в Royal Mansour все равно следует заглянуть — хотя бы за лучшим в городе марокканским спа и гастрономическими впечатлениями. С недавних пор за кухню главного ресторана отеля Le Grand Table du Royal Mansour отвечает Элен Дарроз, одна из самых талантливых шеф-поваров мира (на ее счету 6 звезд Michelin). Также, остается кое-что, недоступное никому, кроме гостей королевской сети отелей — визит в дом парфюмера Сержа Лютанса, которые уже много лет почти не покидает Марракеш.
Вообще, французский след в городе очень заметен. Немногим раньше Лютанса в Марракеше купил свою первую виллу с садом Ив Сен-Лоран — сегодня это знаменитый на весь мир Сад Мажорель. После виллы посетите Музей берберского искусства, чья коллекция основана на личном собрании знаменитого кутюрье, и новый Музей Сен-Лорана, где собраны уже работы самого мастера.
К музейной программе я бы добавил еще Музей ювелирного искусства и Фонд Montresso, специализирующийся на современном искусстве, — здесь же можно увидеть и художников-резидентов, создающих свои проекты, нисколько не смущаясь посетителей. Получив пищу духовную, можно наконец обратить внимание на гастрономические возможности, которые есть у Марракеша в достатке. Из ресторанов традиционной кухни рекомендую Dar Yacout (лучший тажин, что я пробовал), из более модных заведений, где вечер часто уходит в ночь, — Le Comptoir Darna. В новой части города достойным вариантом станет sahbi sahbi, в команде которого, кстати, одни женщины.
Из Марракеша невозможно уехать без покупок, и отправляясь на шопинг, запомните несколько обязательных названий: ковры Soufiane Zarib и Studio Sana Benzaitar (на стыке традиционных техник и современного дизайна), украшения Dihyan и чаи The Moroccan Botanist. Но много не берите — тому, кто побывал в Марокко раз, обязательно захочется вернуться. Тем более, что и в Марракеш, и в Касабланку и даже в Танжер есть прямые рейсы из Лондона.
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…