События

Диалог: Алиса Хазанова и Владимир Раевский говорят о фильме «Белый список»

Сценарий картины, написанный Романом Волобуевым при участии Алисы Хазановой, основан на реальных социальных феноменах — подростковых суицидах и существовании так называемых «групп смерти» в интернете.

Сюжет картины разворачивается вокруг двух сотрудников следственного комитета, которых направляют в небольшой подмосковный город для расследования самоубийства местной старшеклассницы Ани. В процессе следствия Короткову (которого сыграл Алексей Серебряков) и Лазареву (в исполнении Владимира Аверьянова) приходится не только выяснить обстоятельства случившейся трагедии, но и задать много непростых нравственных вопросов самим себе. Дело растягивается на годы и оставляет неизгладимый след на всех действующих героях картины.

Как подчеркнула Алиса Хазанова на сессии Q&A, которая состоялась после показа, этот фильм наглядно показывает, как главными антигероями могут быть не конкретные живые персонажи с именами и фамилиями, а человеческое безразличие, равнодушие и эгоизм.

Делимся с вами полной версией дискуссии Владимира Раевского и Алисы Хазановой.

Алиса, для начала, мне бы хотелось, чтобы вы пунктиром нарисовали генеалогию этого фильма. Я правильно понимаю, что была большая и довольно громкая статья в «Новой газете». Она вошла в основу сценария, который предложил написать Роман Волобуев. Верно?

— Вышла статья, и Волобуев написал сначала пост в Фейсбуке. Этот пост меня сильно затронул. Наверное, потому что у меня две дочери, и я тоже принадлежу к поколению родителей, которые не очень понимали, как реагировать на то, что дети «живут» в интернете. После этой статьи, которая вышла в «Новой газете», было несколько фильмов — их сложно назвать документальными. Они, собственно, просто пугали людей. Нам же хотелось выбрать другой тон разговора. И, наверное, основная задача была построить какой-то диалог в обществе, который прошел бы без истерики и страшилок. 

Почему в фокусе твоего фильма, не сами подростки, которые склонны к суициду (или дети, которые совершили его), а люди, которые находятся вокруг? 

— Потому что корни этого дела в принципе далеко растущие. Подростковый период – это сложное время в жизни человека, и все происходящее в обществе очень влияет на еще не сформированную личность. В картине показано много равнодушия, которое в итоге создает некую ситуацию нелюбви. В ней как раз и находятся все герои фильма.

Почему среди этого океана безразличия, который «затопил» Подольск, два неравнодушных человека — это сотрудники из Следственного комитета? 

— Они не неравнодушные. Их просто послали на работу, и в начале фильма им вообще все это не очень надо. Один профессионал со стажем, а другой амбициозный, и ему хочется поставить галочку. Мне кажется, что его зацикленность/одержимость (о герое Владимира Аверьянова) на этой истории во многом связана с тем, что он привык побеждать и никак не мог поверить в то, что все было у него под носом, а он этого не понял. 

Ты примерно стала понимать, что происходит с такими девочками? Как с той, которая появляется в самом начале фильма и убивает себя? 

— Я не врач, но много общалась с психологами и психиатрами. Наверное, я стала больше знать, пока делала этот фильм. Но быть специалистом — не моя основная задача. Моя задача как режиссера — поднять какую-то тему, которую, как мне кажется, важно обсуждать и не забывать. 

Могу сказать, что очень важно, чтобы окружение подростка понимало, какие симптомы нужно считывать. Часто страшные вещи возможно предотвратить, но люди не понимают ни с чем они имеют дело, ни как на это реагировать, а многие аспекты поведения ребенка списывают на подростковый возраст и плохое настроение. 

Судя по тому, как выглядит Подольск в фильме, все пространства снимались в реальных местах. «Ментовка» в «ментовке», тюрьма в тюрьме, квартира в квартире и так далее. Как вам удалось договориться со всеми этими «аббревиатурами»? 

— Да, для этого фильма не строились павильоны. Мы хотели снимать на настоящих объектах, и у нас почти везде это получилось. А как мы договорились — а как у нас обычно договариваются? – духи, конфеты…(смеется)

Я правильно заметил, что в фильме часто показан яркий свет, который льется через экран и буквально засвечивает зрителя (и камеру), почему? 

— Есть такой стереотип, что страшные вещи происходят в темноте. А тут был принципиально решен момент, что страшные вещи происходят средь белого дня тоже. Это было одной из основных тем фильма. Да, в картине очень много света, и мы специально выбрали такое художественное решение. 

Твои герои, если я правильно замечаю, довольно часто говорят длинными монологами, что вообще редко случается. Почему они так длительно откровенны?

— Это достаточно рискованная штука, но мне кажется, что это очень работает. Такой стиль дает возможность погрузиться в историю. Но опять же, это дело вкуса и просто наш художественный выбор, который, как мне кажется, во многом дает возможность подключиться к персонажу больше, чем если бы это были короткие фразы и короткий монтаж. 

Почему учитель истории, осужденный за педофилию, так откровенен с приехавшим к нему в тюрьму героем Алексея Серебрякова? 

— Во-первых, потому что он ничем не рискует. А во-вторых, это же амбиция — амбиция «мегамозга», который считает, что знает, как устроен мир. И это во многом — неуловимая природа зла, которая существует в ощущении превосходства. 

Почему половина героев этого фильма так маниакально амбициозны и с таким чувством превосходства, всезнайства, глубокого знания процесса?

— А разве мало таких людей в жизни? Каждый день обязательно встречаются человек пять, которые считают, что они все знают лучше. Кажется, это очень яркий признак того, как люди сейчас функционируют в обществе в целом. Например, соцсети. У нас же есть эксперты по каждой теме и в таком количестве, что этот факт из фильма просто в каком-то смысле отражает действительность.

Фото: kate.kantur

Редакция

Мы пишем новости.

Новые статьи

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

14 часов ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

19 часов ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

2 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

2 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

4 дня ago

Маша Слоним — об отставке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…

7 дней ago