Места

Рубенс, Рембрандт, Рейнольдс: гид по самым важным работам Dulwich Picture Gallery

04.04.2024Дарья Кизенкова

Всего в получасе езды от центра Лондона находится Далич – уголок зелени и спокойствия, который британцы с давних времен привыкли называть деревней (ведь изначально он ей и был). Именно здесь находится Dulwich Picture Gallery – старейший художественный музей Англии, в чьих залах собрана одна из самых больших коллекций старых мастеров в стране. Внештатный арт-обозреватель «Зимы» Дарья Кизенкова рассказывает, с каких полотен начать знакомство с Даличской галереей.

Своим созданием Dulwich Picture Gallery обязана двум известным деятелям XVIII столетия и последнему польскому королю Станиславу Понятовскому: именно по его личному поручению лучшие произведения старых мастеров, которые сегодня составляют основную экспозицию музея, собрали французский арт-дилер Ноэль Дезанфан и придворный художник британского королевского двора Фрэнсис Буржуа. Правда, к тому моменту, как ценная коллекция была сформирована, монарх уже отрекся от Речи Посполитой и не мог позволить себе такую «сокровищницу». Тогда Дезанфан и Буржуа предложили выкупить полотна другим титулованным семьям, включая Романовых, но ни одна сделка не состоялась. В итоге бесценные работы остались в доме Дезанфана, а после его смерти были переданы престижному Даличскому колледжу – при условии, что его попечители возведут открытую для широкой публики галерею. 

Сегодня лучшие образцы европейской живописи хранятся в построенном по проекту культового британского архитектора Джона Соуна здании – от Рафаэля до «великих фламандцев» Рубенса и ван Дейка, от Рембрандта до выдающихся английских мастеров эпохи романтизма. Вся коллекция представляет собой уникальную ценность, а многочисленные арочные проходы, нарочито рассеянный свет и другие элементы «выставочной архитектуры» еще больше раскрывают характер работ, которые, по абсолютной случайности, оказались в Даличе.

Никола Пуссен «Триумф Давида» (1631)

Один из основоположников классицизма в живописи, а также любимец французского двора, Пуссен часто предпочитал пышным «постановочным» портретам библейские сюжеты. «Триумф Давида» в Даличской галерее – как раз одна из таких работ. Взяв за основу ветхозаветное предание о юном царе Давиде, победившем великана Голиафа, автор изобразил на холсте момент встречи героя в Иерусалиме. Кстати, помимо Пуссена, к этому мифу обращались и другие мастера – Микеланджело, Караваджо, Тициан, а позднее и Рембрандт.

Если внимательно присмотреться к картине, то можно заметить, что все человеческие фигуры так или иначе соприкасаются друг с другом. Художник долго работал над композицией, пытаясь достигнуть наиболее четкого, симметричного расположения героев. В результате все персонажи оказались будто бы искусственно «расставлены» Пуссеном по кругу.

Питер Пауль Рубенс «Венера, Марс и Купидон» (1635)

Фламандский живописец выбрал для сюжета двух противоположных друг другу героев римской мифологии. Суровый бог вероломной войны Марс, которому обычно не свойственны сентиментальность и чувствительность, буквально поражен заботой и нежностью самой красивой из богинь к их новорожденному сыну Купидону. 

При этом Рубенс использует историю взаимной любви Марса и Венеры как аллегорию победы мира и благополучия над войной в самом широком смысле. Автор писал работу во время Тридцатилетней войны (1618-1648), которая закончилась масштабным перераспределением сил практически во всей Европе, и именно эти события отражены через призму мифа. Согласно замыслу художника, Марс «отступает» перед миролюбивой Венерой, а это значит, что войне рано или поздно приходит конец. Однако неустойчиво стоящий на щите Марса Купидон служит напоминанием о всегда шатком состоянии мира, который может в любой момент измениться.

Герард Доу «Женщина, играющая на клавикорде» (1665)

Задержитесь у одной из наиболее знаковых картин голландского живописца Герарда Доу. Ученик Рембрандта, он сумел полностью выйти из тени своего знаменитого учителя, став родоначальником лейденской школы художников, известных своей любовью к изображению быта и интерьеров. Более того, при жизни Доу был гораздо более востребован коллекционерами и арт-дилерами, чем сам Рембрандт.

Трудно найти более классический пример «тонкой живописи» лейденской школы; по работе Доу можно детально изучать это художественное направление. Изображать на полотнах девушек за игрой на музыкальных инструментах было крайне типично для голландских художников, поскольку мелодию они традиционно ассоциировали с любовью. Предельно точно выписаны автором все предметы интерьера и даже узор на приподнятой массивной гардине, которая словно зовет зрителя «подсмотреть» за героиней – еще один излюбленный прием «лейденцев».

Каналетто «Вид на Уолтонский мост» (1754)

Если вы устали разглядывать сложные сюжетные композиции и многочисленные портреты, отвлекитесь на знаменитого венецианца Каналетто, который посвятил все свое творчество городским пейзажам родного города. Среди типичных итальянских видов неожиданно выглядывает полотно с изображением одного из лондонских мостов, возведенного незадолго до того, как его написал мастер. 

Сам Каналетто прожил в Англии 10 лет. Здесь художник активно выполнял заказы состоятельных британцев, которые потом украшали свои дома элегантными холстами с видами Венеции. А Уолтонский мост, ставший архитектурным достижением эпохи, мастер написал для известного мецената Томаса Холлиса. На переднем плане картины можно даже рассмотреть самого заказчика вместе с одним из его друзей и собакой Мальтой; в правом углу Каналетто добавил и себя, работающего на пленэре.

Томас Гейнсборо «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями Сэмюэлем и Томасом» (1779-1785)

В Даличской галерее представлена богатая коллекция британских живописцев, включая Томаса Гейнсборо – одного из главных портретистов и непревзойденного мастера пейзажа. Разглядывая многочисленные работы,  задержитесь у портрета светской дамы Элизабет Муди, которую художник изобразил вместе с двумя сыновьями (да, это именно мальчики!) на фоне зелени парка. 

Сначала Гейнсборо написал портрет лишь самой Элизабет, приуроченный к ее свадьбе. На нем Муди стояла в несколько другой позе и без детей (поэтому в нижнем углу картины можно заметить полупрозрачную туфельку – ее не до конца перекрыл свежий слой краски). Правой рукой, которой героиня нежно держит сына, она перебирала жемчужное ожерелье. Но через три года после рождения второго сына Элизабет скончалась, и, чтобы увековечить семейную память, мастер добавил на холст малолетних Томаса и Сэмюэля.

Джошуа Рейнольдс «Портрет Сары Сиддонс в роли музы трагедии» (1789)

По соседству с Гейнсборо расположены работы его главного конкурента – портретиста Джошуа Рейнольдса, включая масштабное полотно, на котором известная британская актриса Сара Сиддонс вжилась в образ Мельпомены – музы трагедии в древнегреческой мифологии. Примечательно, что Сиддонс позировала как для Гейнсборо, так и для Рейнольдса, но лишь последний сумел создать образ актрисы, который впоследствии современники называли «бесспорно лучшим женским портретом в мире». 

Портрет Сиддонс помог Рейнольдсу еще раз доказать свое первенство в британской портретной живописи: сам мастер позже не раз писал студийные копии знаменитой работы, а оригинал хранил в своей мастерской. Тот факт, что Сиддонс была поистине культовой театральной актрисой, также добавил популярности мастеру. Неслучайно художник оставил на одной из складок платья Сары надпись: «Я не упустил возможности воспользоваться оказанной мне честью – перейти к потомкам на подоле Вашего наряда». 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: