Когда: с 29 июня до 13 октября
Где: Royal Academy of Arts
Билеты по ссылке.
Royal Academy of Arts в конце июня представит жителям и гостям британской столицы выставку In the Eye of the Storm (рус. «В эпицентре шторма»), посвященную модернистскому течению в украинской живописи 1900–1930 годов. Экспозиция откроется в Лондоне вслед за выставками в Вене, Мадриде и Брюсселе. Большинство полотен проделали нелегкий пятидневный путь из музеев Киева в Европу еще в ноябре 2022 года, незадолго до начала масштабных бомбардировок украинской столицы российскими войсками. В своем сообщении, которое транслировалось на открытии выставки в музее Тиссана-Борнемисы, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что данная выставка «демонстрирует ту самую независимую и уникальную украинскую культуру, которую Россия не признает и присваивает себе».
Модернизм в Украине возник на фоне как глобальных катаклизмов, так и локальных для страны испытаний начала XX столетия — разрушения европейских империй, Первой мировой и гражданской войн, борьбы за независимость и установления советской власти на территории страны. Первую треть XX века называют в Украине «эпохой ренессанса» в культуре, которая стала возможной благодаря либеральным реформам вследствие революции 1905 года, в том числе отмены запрета на использование украинского языка в Российской империи. С этого времени и до прихода к власти Иосифа Сталина в Украине стремительно развивались национальное самосознание и, соответственно, запрос на создание самостоятельного культурного кода, неразрывно связанного при этом с мировыми художественными течениями — французским кубизмом и итальянским футуризмом, парижским авангардом, а также нео-византийской и идишской традициями.
Посетители выставки «В эпицентре шторма» смогут увидеть полотна таких деятелей искусств, как Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Соня Делоне, Михайло Бойчук, Володимир Бурлюк и многих других. Помимо самой экспозиции, Королевская академия художеств предлагает запись на курс по истории украинского искусства, который пройдет 27 и 28 июля.
Когда: до 8 сентября
Где: Design Museum
Билеты можно приобрести по ссылке.
В Музее дизайна еще в марте этого года состоялось открытие выставки-ретроспективы одного из самых выдающихся дизайнеров прошлого столетия — итальянца Энцо Мари — чья 60-летняя карьера насчитывает более 2 тысяч моделей — от мебели и детских игрушек до графики и концептуальных инсталляций.
Энцо Мари был настоящим enfant terrible в индустрии дизайна и производства мебели. Он родился в бедной семье на севере Италии и с юного возраста бросил школу, чтобы работать и помогать матери — грузил капусту, носил кирпичи, продавал мыло. Этот опыт, а также наблюдения за жизнью рабочих положили начало формированию как его политических идей, так и дизайнерского стиля — его целью было создавать только те предметы, что действительно необходимы простому человеку. При этом он всегда руководствовался тем, чтобы сделать те или иные предметы наиболее практичными и удобными для использования, совершенно не обращая внимание на их визуальную роскошность и монетарную ценность. Мари не скрывал своих коммунистических убеждений, проживая и работая в капиталистическом блоке: его проект Autoprogettazione предоставил рабочему классу возможность самим создавать мебель по его пошаговым инструкциям с помощью нескольких фанерных досок и горсти гвоздей. Сам он стремился делать мебель, доступную для того же рабочего класса, и выступал за достойную оплату для тех, кто трудился на мебельных производствах — мебельный масс-маркет Мари заклеймил «дешевым из-за крови человека». Он также не признавал тех дизайнеров, кто работал над созданием элитной мебели.
В Музее Дизайна будет представлена самая известная работа Мари — 16 Animals — которая состоит из 16 фигурок животных, вырезанных из дубового дерева одним движением и предназначенных для детских игр. Эта коллекция с 1959 года состоит в продаже, и ее можно приобрести в музейном бутике. Кроме того, в составе ретроспективы — фруктовая ваза Путрелла, при создании которой дизайнер вдохновлялся типовым проектированием зданий для essential living. Посетители выставки смогут ознакомиться со множеством эскизов мебельных работ Энцо Мари, а также дизайном детских книг и социально-политическими инсталляциями.
Когда: с 23 мая до 1 сентября
Где: Serpentine Gallery
Забронироваться на бесплатное посещение можно по ссылке.
Уже на следующей неделе галерея Серпентайн в Кенсингтонских садах представит выставку Джуди Чикаго — американской феминистки и художницы, писательницы и педагога, основавшей первую в Соединенных Штатах образовательную программу по направлению «феминистское искусство» в Калифорнийском государственном университете еще в 1970-х годах. Наряду с такими известными художницами и перформанс-активистками, как Кароли Шнееманн и Рэйчел Розенталь, Чикаго образовала группу «первого поколения феминистских художниц». На протяжении своего карьерного пути, который длится уже более 60 лет, Чикаго противостояла отсутствию женщины как независимого образа в каноне Западной культуры и разработала характерный визуальный код для отражения переживаемого опыта женщины.
Название выставки Revelations (рус. — «Откровения») отсылает нас к неопубликованной ранее рукописи художницы при создании одного из самых значимых ее проектов — монументальной инсталляции Dinner Party, которая отражает достижения 1038 женщин. К слову, в 1970 годы этот проект подвергся осуждениям со стороны как раз таки мужской части американских арт-критиков — по признанию Чикаго, именно тогда она единожды за всю жизнь задумалась о самоубийстве.
На выставке будут представлены рисунки Чикаго за последние несколько десятилетий, организованные по темам, затрагиваемых в ее работах — помимо феминистской повестки, это исследования маскулинности, а также еврейской идентичности (родители художницы — евреи из восточной Европы). Кроме того, посетители галереи Серпентайн увидят видеозаписи главных инсталляций художницы, при создании которых она использовала рукодельные техники, а также сварку материалов и пиротехнику.
Когда: с 27 июня до 1 сентября
Где: Barbican Centre
Приобрести билеты можно по ссылке.
Франсис Алис — один из самых известных современных междисциплинарных художников. Он родился и вырос в Бельгии, получил архитектурное образование сначала в Турне, а затем в Венеции, и в итоге перебрался в Мехико-Сити, где и заявил о себе впервые как о деятеле искусства, протащив через весь город огромный кусок тающего льда — это высказывание демонстрировало влияние урбанизации на изменение климата. Используя различные техники в своих работах, от рисунков до перформансов и медиа инсталляций, Алис исследует взаимосвязь политики и этики, индивидуального действия и массового сознания. За последние 20 лет он посетил более 15 стран по всему миру: например, c 2010 по 2014 годы художник работал в Афганистане, с 2015 по 2020 годы — в Ираке. В своих многочисленных мультимедийных проектах за это время Алис сравнивал реальную картину положения дел в этих странах с повесткой западных медиа, которые, по его мнению, превратили истории о войнах и тоталитарных режимах в Афганистане и Ираке в «развлекательный вестерн» для западной публики.
Алис не безызвестен и среди российской аудитории — в 2014 году он проделал сорвавшееся в 1990 годы путешествие из Брюсселя в Санкт-Петербург на автомобиле Лада «Копейка». Финальной точкой этого перформанса стала авария в Большом дворе Зимнего дворца. Художник объяснил это следующим образом: «вместе с разбитой машиной разбились и мои утопические фантазии относительно коммунистического строя».
В июне этого года Франсис Алис представит в Центре Барбикан свой самый длительный и масштабный проект Children’s Games (1999 г. — наст. время). Данная работа представляет собой киноальманах, который автор постоянно пополняет новыми видеосъемками (в последний раз обновленная версия была представлена на Венецианской биеннале в 2022 году).
Этим летом в Лондоне состоится премьера новой версии «Детских Игр» — эта кино-инсталляция продемонстрирует зрителям «спонтанную, но при этом организованную природу детской игры». Серии этого проекта были сняты по всему миру — от Мексики и Эквадора до Марокко и Швейцарии — и отражают метод Алиса по изучению другой культуры через наблюдения за действиями детей. Самая новая 39 серия этого проекта, запечатляет «детскую игру» трех мальчиков из охваченного войной Харькова в Украине. Дети играют в «военных» с самодельными деревянными ружьями, они «охраняют» город от врага. Название выставки — «Рикошет» — намекает на то, что несмотря на все этнические, языковые, культурные различия, которые прослеживаются в каждой серии работы Алиса, все же присутствует универсальная природа тех действий и мотиваций — каждый ребенок попросту хочет счастливо проживать свое детство и играть.
Когда: до 14 июля
Где: Boiler House, Shoreditch
Купить билеты можно по ссылке.
В пространстве Boiler House, расположенном на модной улице Брик Лейн в восточном Лондоне, вовсю идет необычная выставка, которую можно посетить всей семьей — Art of the Brick, созданная американским художником Натаном Савайя при помощи деталей для конструкторов LEGO. После успешных гастролей экспозиции по всему миру на протяжении последних нескольких лет и более 10 миллионов посетителей, жители Лондона смогут увидеть новые экспонаты этого масштабного художественного эксперимента.
В далеком 2004 году Савайя сам был сотрудником корпорации по производству серий конструкторов, однако вскоре уволился, открыл арт-студию в Нью-Йорке и стал работать над своими художественными проектами независимо от компании. При этом, сегодня художник официально признан LEGO одним из лучших сборщиков фирменных конструкторов.
Для создания сотни работ Савайя использовал более миллиона «кирпичиков» от LEGO. На выставке представлены весьма знакомые, но переосмысленные художником «Звездная Ночь» Ван Гога, «Поцелуй» Климта, «Мона Лиза» Да Винчи, скульптура «Давид» Микеланджело, а также многочисленные инсталляции из животного мира, включая 6-метровую репродукцию скелета тираннозавра.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…