К концу XVII века в континентальной Европе частные коллекции искусства начали постепенно превращаться в открытые музеи: так появились Старая пинакотека в Мюнхене, Галерея Уффици во Флоренции. Английские аристократы же предпочитали выставлять работы известных художников исключительно в собственных гостиных, а Британская Королевская Коллекция долгие годы оставалась в собственности у монархов.
В 1777 году правительство впервые задумалось о создании публичного художественного музея. Политик и журналист Джон Уилкс активно призывал выкупить Хоутонскую коллекцию, которую продавали наследники Роберта Уолпола. Он считается первым премьер-министром страны и в свободное от политических дискуссий время занимался собиранием видных картин: Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и других. Современники называли Хоутонскую коллекцию, получившую свое имя в честь резиденции Хоутон-холл, самым прославленным художественным собранием в Англии. Однако, в итоге видное собрание из 204 картин уехало в Эрмитаж. «Чек» на 40 555 фунтов подписала лично Екатерина II.
После несколько неудачных попыток преобразовать различные коллекции в Национальную Галерею, идея все же нашла свою реализацию в 1823 году – и тоже не без российского следа. В середине XVIII века в Лондоне оказался Джон Джулиус Ангерштейн – бизнесмен, родившийся в Санкт-Петербурге. В высшем лондонском свете про него ходили слухи как про внебрачного сына одной из российских императриц. Сам Ангерштайн называл себя сыном императрицы Анны Иоанновны и британского бизнесмена Эндрю Томпсона, утверждая, что в Англию он приехал в возрасте 15 лет вместе с отцом.
По ходу жизни Ангерштейн закрепился в рядах аристократии, дослужился до статуса председателя компании Ллойдс и даже вел дружбу с королем Георгом III, а также увлекся искусством. В своей коллекции Ангерштейн собрал 38 картин, включая работы Рафаэля и Хогарта, и после смерти бизнесмена его наследники продали все собрание британскому правительству за почти 60 тысяч фунтов.
На базе этой коллекции и открылась Национальная галерея – в 1824 году, в бывшем доме Ангерштейна по адресу 100 Pall Mall.
За первое десятилетие работы Национальная Галерея стала настолько популярной, что здание на Pall Mall было постоянно переполнено, а душные залы небольшого особняка сильно проигрывали идейному конкуренту музея – французскому Лувру.
Проект нового здания доверили Уильяму Уилкинсу, который участвовал в создании всего ансамбля Трафальгарской площади, а также увлекался историей. Возможно, именно поэтому Национальная Галерея сегодня так напоминает древнегреческие монументальные постройки. Сам Уилкинс называл свое детище «храмом, где современное искусство будет развиваться на историческом примере».
Локация для нового комплекса также была выбрана не случайно. Трафальгарская площадь связала богатый Вест Энд и более «рабочеклассовый» Стрэнд. Создатели упорно считали, что новый музей должен стать местом притяжения людей всех социальных слоев, и выиграли конкуренцию у более привычных к лондонским музеям районов вроде Кенсингтона или Блумсбери.
За 200 лет с момента основания коллекция Национальной Галереи существенно увеличилась: с 38 оригинальный картин до 2300 сегодня. В залах выставлены работы с XIII века до 1900 годов.
Среди главных шедевров музея – работы Леонардо да Винчи, Рогира ван дер Вейдена, Винсента ван Гога, Евы Гонсалес, Тициана, Рембрандта, Клода Лоррена, Иеронима Босха, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини и других гениев.
По ходу работы музея от него отпочковались другие известные художественные институты.
Сначала Национальная Галерея стала временным пристанищем для Королевской Академии Искусств (Royal Academy of Arts). Созданная в 1768 для студентов-художников, скульпторов и архитекторов, она в 1838 году переехала в новое здание Национальной галереи на Трафальгарской площади, пока в 1860 не обзавелась собственным домом – Burlington House на Пиккадилли.
В конце XIX века промышленник и филантроп Генри Тейт предложил правительству свою коллекцию из 65 картин британских художников. Национальная Галерея Британского Искусства была открыла в 1897 году в паре километров от Трафальгарской Площади, а 35 лет спустя была полноценно переименована в Tate Britain. В последствии большинство работ британских художников из коллекции Национальной Галереи переехали в Тейт, и в 1955 году музей официально получил независимость от «родителя».
Еще в 1938 году руководство музея задумалось об эвакуации коллекции из Лондона. Первые экспонаты были вывезены из здания всего за несколько дней до начала Второй Мировой Войны. В итоге четыре года картины провели в сланцевых шахтах в Уэльсе, условия в которых оказались идеальными для хранения шедевров.
В 1942, когда бомбардировки в Лондоне стали менее регулярными, руководство решило раз в месяц вывозить в столицу одну из работ. Как музейные работники объяснили свою аргументацию в газете The Times: «Лицо Лондона сегодня в шрамах и синяках, поэтому нам больше, чем когда-либо, нужно смотреть на красивые вещи».
До конца войны каждую ночь привезенные в Лондон картины уносили во время бомбежек в более безопасные туннели метро. А традиция регулярной Картины месяца, которую выбирают кураторы, продолжается в Национальной Галерее до сих пор.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…