Я стала думать, есть ли такие темы, которые были бы совершенно аполитичны? Ок, суперпопулярный концерт Тэйлор Свифт, который прошел на днях в Лондоне точно уж вне политики. Но ажиотаж вызвало появление на концерте принца Уильяма с детьми, сделавшего селфи с певицей. Новости о королевской семье — это политика или нет?
Ранение, которое получила принцесса Анна, сестра короля Карла III, от «соприкосновения» с лошадью — это политическая тема или, поскольку королевская семья вне политики, новости о том, что происходит в семье номер 1, тоже вне политики? Ок.
А футбол? Вот уж где политика, правда, своя, другая, но страсти вокруг футбола нешуточные, порой покруче политических. Даже результат 0:0 в матче Англия — Словения вызвал бурную реакцию фанатов. Казалось бы, всего-то — ноль-ноль, а такая буря эмоций. Но это мне кажется странным. Я так и не смогла увлечься футболом, хотя искренне завидую тем, для кого это важно. Глядя на друзей-болельщиков, всегда чувствовала, что лишена какого-то важного жизненного удовольствия. Но истории вокруг футбола всегда интересны.
Для того, чтобы оценить рассказ, который я услышала в передаче Всемирной службы Би-би-си, не надо быть футбольным болельщиком. Рассказ о человеческой широте и щедрости. Продюсерам программы удалось разыскать двух участников этой трогательной истории — человека, который решил подарить свой билет на один из матчей чемпионата стоимостью 2000 фунтов кому-то, кому он нужнее. Он стал высматривать такого болельщика у входа на стадион. Среди тех, кто стоял у входа, был парень, приехавший к стадиону без билета, просто в надежде как-то попасть на матч. Он-то и стал тем счастливчиком, кого высматривал наш герой. Получив такой подарок, он долго не мог прийти в себя от счастья. «Это был мой самый счастливый день!», — повторял он, рассказывая эту историю. Даритель же скромно рассказал, что просто решил, что его билет кому-то нужнее, чем ему.
Футболисты и футбольные клубы известны своим участие в различных благотворительных акциях, но, как я узнала, читая о других случаях, очень часто болельщики жертвуют свои с трудом добытые билеты на матчи в пользу всевозможных благотворительных организаций, собирая деньги для нуждающихся в дорогом лечении тяжело больных детей, например, и других, которым не так повезло, как финансово благополучным игрокам.
Параллельно чемпионату по футболу на стадионах проходят чемпионаты по бросанию пивных стаканов. Болельщиков не останавливает залог в 3 евро, которые они должны оставить, покупая недешевое пиво — 6 евро за полпинты (около 240 мл). Хорваты, например, во время матча забросали стадион полными и пустыми пластиковыми стаканчиками из-под пива. Особенно сильная «стакановая» атака случилась после того, как Лука Модрич забил гол и довел счет до 1:0.
От пивных стаканов страдают и футболисты. Только в первом тайме матча Албания — Испания в один угол поля было брошено 11 стаканов, а во время игры игрокам приходилось пинать и бросать стаканы за пределы поля.
Стюардам с трудом удавалось контролировать возбужденную хорватскую толпу, а попытки отсечь фанатов от журналистов, чьи ноутбуки были облиты пивом, привели к довольно некрасивым сценам. На данный момент УЕФА оштрафовал несколько футбольных клубов, чьи болельщики бросали стаканы на поле во время матчей, но пока никто не предпринял решительных действий, чтобы предотвратить эту тенденцию.
Новости из мира искусств, где, казалось бы, можно было бы спрятаться от политики, тоже тесно связаны с тем, что происходит вокруг. И искусство оказывается в эпицентре политического шторма — войны в Украине.
29 июня в Royal Academy открывается выставка, которая так и называется: “In the Eye of the Storm” (рус. — «В эпицентре шторма»). Украинский авангард между 1900 и 1930 годами.
Газета The Times рассказывает совершенно детективную и героическую историю о том, как были вывезены 65 шедевров, среди которых Казимир Малевич, королева авангарда Соня Делонэ, Эль Лисицкий, менее известных на Западе работы Александра Богомазова, Михайло Бойчука. Многие из них переданы из Национального художественного музея Украины и Музея театра, музыки и кино Украины в Киеве.
Искусствовед Константин Акинша, помогавший организовать доставку картин из Украины, рассказал газете, что в конце 2022 года были большие опасения по поводу уничтожения культурных ценностей страны во время российских атак. Многие произведения были уничтожены. «На юге не успели эвакуировать музеи, и коллекции были уничтожены и частично разграблены российскими солдатами», — рассказал он.
Вывоз картин состоялся в ноябре 2022 года. Вот что рассказал Константин Акинша о том, как проходила эвакуация: «Президент Зеленский быстро одобрил эту затею и выделил военный конвой для сопровождения произведений искусства, которые были спрятаны в грузовиках, до границы с Польшей. Мы думали, что мы умные. Русские ритуально бомбили Киев по понедельникам, поэтому мы подумали, что поедем во вторник, но, как назло, именно во вторник была самая большая бомбардировка украинской территории в том году. К вечеру мы уже добрались до границы и были готовы открыть шампанское, но в ту же секунду какая-то шальная российская ракета упала на польской территории. Все опасались, что вот-вот начнется Третья мировая война. Граница была немедленно закрыла. Это была ужасная ночь».
Организаторам эвакуации через дипломатические контакты удалось добиться того, чтобы для грузовиков с бесценным грузом сделали исключение и пропустили их через границу. Проблема была еще в том, что только после пересечения границы начинала действовать страховка на работы. Ни одна страховая компания не стала бы страховать картины на территории, где идет война.
Выставка работ уже прошла в других городах Европы — в Мадриде, Кёльне и Вене, и вот настала очередь Лондона.
А вот еще один пример того, как политика грубо вмешивается в культурное и географическое пространство. На днях мне посчастливилось побывать в Афинах, в музее Акрополя, где в просторных прохладных залах выставлены изумительные Парфенонские скульптуры, созданные для храма Афины на Акрополе. Любуясь ими, я вспомнила о долгом споре между Грецией и Великобританией, где в Британском музее тоже хранятся почти столько же скульптур, некогда украшавших то же пространство на Акрополе. Известно, что скульптуры были вывезены британским дипломатом лордом Элгином еще в начале 19 века. Шедевры были варварски спилены с фронтонов и отправлены кораблями в Британию. С тех пор споры о принадлежности шедевров не утихают. Масло в огонь подлил неприятный эпизод осенью прошлого года, когда британский премьер в последний момент отменил встречу с премьером Греции. Греческая сторона на той встрече собиралась снова поднять вопрос о возвращении скульптур. В Афинах я встретилась со старым приятелем, коллегой-журналистом, который состоит в британской Ассоциации воссоединения «парфенонских мраморов». Ассоциация борется за возвращение Греции её шедевров.
Гуляя по афинскому музею я отчетливо представила, как уместно бы смотрелись украденные скульптуры, заняв свое законное место в ансамбле, некогда украшавшего фронтон Парфенона. Надеюсь, при следующем британском правительстве, которое будет сформировано после выборов, это, наконец, случится.
Как отмечает Андрей Зорин, «Покровские ворота» – это самая «интимная» пьеса Леонида Зорина, потому что…
Имея диагноз клинической депрессии и биполярного расстройства, Алиса фокусируется на теме трансформации творчества и личности…
«Субстанция», The Substance В попытке обрести утраченную молодость 60-летняя ведущая фитнес-шоу «активирует себя» препаратом «Субстанция» –…
Немного истории Bonfire Night — один из самых ярких и известных британских народных праздников, который…
Одним из самых ожидаемых изменений является корректировка ставок Capital Gains Tax (CGT). Нижняя ставка CGT…
Heavy Water: Artwin в Frieze No. 9 Где: Artwin Gallery в No. 9 Cork Street,…