Карина, в одном из ваших ранних манифестов вы говорите о любви к нашей планете и к природному миру. Интуитивно мне кажется, что интерес к этой теме может быть как-то связан с вашим опытом жизни и учебы в Швеции, потому что лично в моем воображении Швеция прочно ассоциируется с биологией Линнея и с экологическими движениями в ХХ веке. Расскажите, пожалуйста, когда и почему вы решили посвятить свое искусство изображению космоса и органического мира.
Я выросла в Санкт-Петербурге, а в 19 лет поехала учиться в Швецию в арт школу на берегу северного моря, находящуюся прямо на скалах у воды. Жила в заповеднике в лесу, в доме, возле которого бродили олени и зайцы. Это были идеальные условия для творчества, студии находились на море, среди лесов и полей, там даже не было продуктового магазина, только современное искусство в школе с очень плотным графиком: новая техника каждую новую неделю. Именно тогда я и решила, что посвящу свое творчество природе и перестала рисовать людей. Космос меня тогда очень затягивал, очень хотелось попасть в открытое пространство, казалось, что я сама откуда-то оттуда пришла, попала сюда и влюбилась в природу этой планеты.
В истории искусства очень часто художники, которые внимательно изучают природу, интересуются также эзотерикой, как например Хильма Аф Клинт, выставку которой год назад показывали в Тейт. Насколько для вас важен эзотерический аспект? Какие дополнительные смыслы можно увидеть в изображениях кристаллов или растений?
Прошлогодняя выставка в Тейт была действительно потрясающим вдохновением, впечатлила своими размерами, сочетанием оттенков и будто современными формами. В моих сюжетах на данный момент исследуются контрасты света и тьмы, тревоги и спокойствия, боли и надежды, смерти и жизни. В моих работах изображены органические элементы, пейзажи и стихии, все это о движении жизненной субстанции или пране. Со временем моя практика становится более личной и глубокой. В прошлом моя графика была исключительно фигуративной, сейчас же меня интересует полуабстрактное изображение всего живого, а также тот момент, когда энергия появляется и исчезает в пространстве.
В вашем раннем искусстве много отсылок к сюрреализму: это и фантастические образы животных, и игра с масштабами, когда кристалл превращается в морской пейзаж. Чем именно интересен для вас опыт сюрреалистов, может ли этот язык нам рассказать что-то о нашем времени и о нас?
Интересен сюрреализм тем, что раздвигает границы привычного, вдохновляет то, что неоднозначно, слегка или сполна странно и чрезмерно волшебно.
Однажды я была в Амстердаме в VR кинотеатре, где показывали погружение в мир Сальвадора Дали. Это было действительно очень захватывающее приключение внутрь картин художника, безусловно мир технологий открывает дверь в абсолютно сумасшедшие реалии, где все возможно, любой сюрреализм. Возможно, однажды из моих картин я тоже создам реальность в VR, однако сейчас мне хочется попробовать изобразить то, что позволит погрузиться внутрь картины без применения современных технологий.
Вы работаете в разных техниках и медиа, но в последние годы, кажется, особенно много занимаетесь абстрактной живописью. Давайте поговорим о серии живописных работ, которые номинировались на конкурс «Художник месяца». Расскажите, пожалуйста, о том, какие возможности и преимущества вы видите в абстрактной живописи и почему вы обратились сейчас именно к ней?
Моя живопись — на стыке, где-то абстрактная, местами не очень: прорисовывается пейзаж или тело, камень или дерево. В моих последних работах я стараюсь отразить ценность человеческого тела и самой жизни, не прибегая к изображению фигур людей, я как бы стараюсь изобразить наш внутренний мир, тайный пейзаж, полный органов и света. Через комбинацию неоновых, темных и пастельных тонов мне хотелось выразить чувство надежды.
Работа маслом увлекает меня своей суперпластичностью и возможностью передать глубину и прозрачность. Так как я всю жизнь работала акварелью, моя масляная живопись, своей прозрачностью напоминает акварель, но в масле удивительно много возможностей, аж дух захватывает.
Когда я впервые увидела ваши абстрактные работы, я подумала про искусство американской художницы Джорджии О’Кифф. Возможно, эта ассоциация возникла у меня случайно, но если нет, то расскажите пожалуйста, как вы выстраиваете диалог с ней и ведете ли вы диалог с другими художниками ХХ века?
Про О’Кифф, мне много раз говорили о схожести, благодарю. Это сравнение действительно имеет место, в ее линиях и формах я часто вижу что-то очень знакомое, как из прошлой жизни. Кажется, моя живописная практика не сильно ушла от художников ХХ века или даже от Хильмы Аф Клинт ХIХ века.
Я верю, что с приходом искусственного интеллекта такое вечное и традиционное как масляная живопись станет цениться больше, это произойдет немного позже. Поэтому, хоть это и очень старомодно, писать маслом по холсту, я считаю, что я на верном пути. Мне больно видеть, как живопись как форма искусства вошла в исчезающий вид. Хотя я слышала про утешающие исследования, которые показали, что зрители с большим энтузиазмом смотрят на картины, нежели чем на инсталляции и видеоарт. Живопись очень понятный для созерцания и маркета продукт, поэтому никуда она не денется, и мне кажется, ее нужно не подавлять, а культивировать, поощрять и охранять.
Вы жили и учились во многих городах и странах — в Швеции, Австрии, Японии — и среди этих перемещений год провели в Лондоне, в университете Сен-Мартинс. Сейчас вы снова возвращаетесь сюда. Есть ли что-то особенное в этом городе, что заставило вас выбрать именно его? Поделись пожалуйста своими планами и надеждами на будущее в Великобритании.
Я живу в Дэвоне, бываю часто в Лондоне, езжу туда по делам и к друзьям, это всего в трех часах езды на поезде. Лондон действительно полон возможностей и культуры, за которыми я и вернулась. Наверное, стоит отметить, что я уже лет 15 странствую, и в какой-то момент я решила попробовать обрести базу, где я смогу творить и расти. Десять лет назад то обучение в Сэйнт-Мартинсе было очень продуктивным опытом, и я решила, что эта среда пойдет на пользу моему творчеству.
Природа Дэвона и Корнуолла действительно что-то потрясающее, захватывающее дух, я живу прямо у моря, с видом на воду, а приехала сюда после нескольких лет жизни на тайском острове. Жизнь в единении с природой — это то, от чего мне сложно отказаться, хотя мне очень не хватает русскоговорящих комьюнити, поэтому визиты в Лондон планируются быть регулярными.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…