Культура

Дело о допинге Валиевой стало темой новой пьесы, которую показали в Лондоне

22.07.2024Дмитрий Московский

На прошлой неделе в Лондоне, в Пушкинском Доме, состоялась серия показов спектакля Quad Loop («Четверной Прыжок») режиссёрки и сценаристки американо-датского происхождения с российскими корнями — Инге-Веры Липсиус. Пьеса, посвящённая допинговому скандалу на Олимпийских играх 2022 года, рассказывает о том, как карьера человека может быть разрушена медиа, а также исследует связь допуска российских спортсменов к соревнованиям и полномасштабного вторжения в Украину. Корреспондент журнала «Зимы» посетил премьеру и поговорил с Инге-Верой о смыслах и концептах, заложенных в ее новую постановку.

Quad Loop — первая пьеса, освещающая скандал вокруг Камилы Валиевой на зимних Олимпийских играх 2022 года. 15-летняя российская фигуристка была одним из главных претендентов на победу, пока проваленный допинг-тест не перевернул ход «её Игр». Новая театральная драма исследует роль СМИ и отношения между спортом и политикой, Россией и Западом.

Текст, написанный Инге-Верой Липсиус, представляет собой уникальную смесь прямых цитат, отсылок к статьям в прессе и спортивным комментариям, соединённую с авторским абсурдистским стилем. Премьера Quad Loop состоялась в амстердамском театре The Merchant House в прошлом году, а англоязычная версия стала дебютом Липсиус в Великобритании.

Спектакль начинается с реконструкции главных событий вокруг Валиевой. Через серию диалогов и монологов герои пьесы обсуждают влияние медиа на общественное восприятие спортсменов, сложные взаимоотношения между странами и то, как спорт становится заложником политических интриг. Липсиус подчёркивает иррациональность происходящего, создавая ощущение, что зритель попадает в бесконечный лабиринт манипуляций.

Одним из центральных моментов спектакля является сцена, где Валиева, окружённая журналистами и спортивными чиновниками, оказывается в эпицентре хаоса и замешательства. Здесь режиссер мастерски передаёт давление, которое испытывает юная спортсменка, и показывает, как быстро общественное мнение может изменить своим симпатиям.

«Для меня это личная история. Я всегда любила смотреть Олимпийские игры, когда была ребёнком. В 2018 году я смотрела выступления фигуристов на Олимпийских играх в Пхёнчхане, ожидая, что Медведева вернётся в 2022 году и постарается взять золотую медаль. Но этого не произошло. И затем, после российского вторжения в Украину, через этот спектакль я постаралась понять, как российские спортсмены, представляющие страну, могут быть связаны с войной», — делится Липсиус, отвечая на вопрос о том, что вдохновило её на создание пьесы.

Об исследовании взаимосвязи спорта и войны в спектакле Инге-Вера прокомментировала: «В России есть такая вещь, как «спортивная пропаганда» — использование допинга и его восприятие обществом как способ сохранения власти без применения непосредственной агрессии и силы. Это мало чем отличается от того, что Россия делает сейчас. Кейс Валиевой показывает то, как руководители западных стран разрешали России использовать эту силу. Спорт — это и есть война, но без стрельбы».

«Мне ближе официальная позиция Олимпийского комитета относительно данной ситуации, санкционные меры против России могли бы быть применены раньше. Также мне кажется негуманным подвергать детей таким испытаниям, им должно быть хотя бы 18, но не 15 лет. Очень мало внимания уделялось тренерам и разбирательствам в отношении них. Несмотря на свои взгляды, я постаралась остаться в стороне и показать полноту картины происходящего. Я хотела создать какофонию мнений и голосов между официальными лицами, спортсменами и медиа», — продолжает рассказывать режиссер.

В спектакле используются прямые цитаты как западных СМИ, так и официальные заявления Кремля. «Цель состояла в том, чтобы напрямую передать, насколько разными могут быть взгляды на происходящее. Большинство цитат Кремля использовались мной для того, чтобы показать их ироничность и несерьёзность», — объясняет Липсиус.

Завершающая сцена спектакля оставляет зрителей с открытым вопросом: «Есть ли выход из этого замкнутого круга медийных манипуляций, политических игр и во многом абсурда происходящего?». Ответ намеренно не дается, предоставляя зрителям возможность сделать собственные выводы.

Quad Loop стала значимым событием в культурной жизни Лондона, вызывая бурные обсуждения и привлекая внимание критиков и широкой публики. Спектакль напоминает нам о том, насколько хрупкой может быть судьба ребёнка, когда он оказывается под прицелом общественного внимания и становится инструментом для реализации политических интересов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: