Комментарии

Маша Слоним — об историях покушений на британских монархов и политиков

Британская история богата эпизодами покушений на монархию, монархов и верховную власть. Один из самых известных заговоров против короля — это так называемый «Пороховой заговор» 1605 года, когда группа католиков попыталась взорвать здание парламента во время Тронной речи Якова I, чтобы физически устранить короля, симпатизировавшего протестантам. Вместе с ним на воздух могли взлететь и члены обеих палат парламента и верховные представители судебной власти, которые собрались в тот день в Палате лордов, чтобы услышать Тронную речь. 

Эту традицию заговорщикам разрушить не удалось, заговор был предотвращен, а суверен произносит написанную правительством речь каждый год в день открытия парламента. Сегодня, 17 июля, состоялось очередное торжественное открытие парламентского года и неизменная Тронная речь короля.

Однако, после покушения на жизнь кандидата в президенты в США меры безопасности, которые и раньше в день открытия парламента были достаточно строгими, на этот раз были особенно жесткими.

Никаких серьезных инцидентов на этот раз не произошло. Полиция задержала лишь несколько десятков активистов разных движений, еще до прибытия короля Карла III в здание Парламента, заподозрив их в подготовке беспорядков. Задержанные пропалестинские активисты собирались протестовать против недостаточно пропалестинской позиции нового лейбористского правительства, а группа «Республика», то есть противники монархии собирались протестовать против монархии. Это были мирные протесты. 

Покушения на монархов

Однако, совсем недавно, в 2021 году, на жизнь монарха, королевы Елизаветы II, была совершена попытка покушения, которую удалось предотвратить. 25 декабря, на Рождество, на территории Виндзорского дворца был остановлен человек, который впоследствии признался, что собирался убить королеву Елизавету II. Он перебрался через стену, окружающую территорию Виндзорского дворца, с помощью веревочной лестницы и целых два часа бродил под окнами дворца, пока один из охранников не заметил его неподалеку от покоев королевы. «Доброе утро, приятель, чем могу быть полезен?», — спросил его охранник. «Я здесь, чтобы убить королеву», — отвечал ему человек, вооруженный арбалетом. Охранник обезвредил его с помощью электрошокера, после чего ассасин был отправлен на психиатрическую экспертизу. Британский гражданин индийского происхождения объяснил, что хотел убить королеву в отместку за резню, устроенную британскими войсками в провинции в Индии в 1919 году. Джасванта Синха Шали приговорили к 6 годам заключения по статье о государственной измене. Статья о госизмене по закону 1842 года была вменена впервые за последние сорок лет. До этого случая за государственную измену в 1981 году судили Маркуса Сарджанта. Он был приговорен к 5 годам заключения за стрельбу холостыми патронами в королеву Елизавету II во время парада в Лондоне. 

Надо добавить, что более старый закон о госизмене, 1351 года, был более жестким: все покушения на монарха карались смертью. Последний раз (в 1946 году) по тому закону был осужден Уильям Джойс, известный под именем лорд Хо-Хо. Он был приговорен к смертной казни через повешение за трансляцию нацистской пропаганды на Великобританию и измену британской короне.

Покушения на членов парламента

Оба случая покушения на королеву не привели, к счастью, к трагедии. Но в последнее время обстановка на политической арене так накалена, что всплеск агрессивной риторики и угроз в адрес политиков в соцсетях вызвал беспокойство у самих политиков и экспертов.

На днях советник по вопросам политического насилия Великобритании Джон Вудкок предупредил, что растущая «токсичная и опасная среда» в общественной жизни повышает риск покушения на британских политиков. Он призвал министра внутренних дел расследовать случаи запугивания кандидатов на только что прошедших парламентских выборах.

Вудкок, также известный как лорд Уолни, заявил в интервью The Guardian, что предполагаемая попытка покушения на Дональда Трампа стала «ярким напоминанием об уязвимости всех политиков».

«Мы наблюдаем, как в Великобритании развивается американская практика агрессивной конфронтации и запугивания, которая, к сожалению, является именно той токсичной средой, которая может привести к очередному покушению на какого-нибудь британского политика, которых за последние годы уже было немало», — сказал Вудкок.

Во время предвыборной кампании многие кандидаты подвергались угрозам, в особенности со стороны пропалестинских активистов. Как считает Вудкок, это походило на организованную экстремистскую кампанию, «ставящую под угрозу британскую демократию».

Вудкок предлагает министру внутренних дел срочно пересмотреть обстановку вокруг Вестминстера и найти уязвимые места. 

О поисках уязвимых мест и о мерах безопасности в Великобритании говорят уже давно. Каждый раз, когда совершается нападение на членов парламента или убийство политика, такие разговоры возобновляются с новой силой. 

Убийства членов парламента

Чаще всего убийства британских политиков в 19 и 20 веках происходили в связи с ирландскими событиями. Но и в этом, 21 веке без всякой связи с ирландской проблемой от рук убийц погибли два члена парламента. В 2016 году около своей приемной была убита Джо Кокс. Очень популярная член парламента от лейбористской партии была убита выстрелом и с помощью ножа белым экстремистом неподалеку от депутатской приемной.  

В 2021 году прямо во время приема посетителей в собственной приемной был убит тоже очень популярный депутат консервативной партии сэр Дэвид Амесс. Это убийство совершил исламский террорист, который просто зашел в открытую для всех приемную депутата. 

Сегодня, как и в дни после этих убийств, возобновились споры и дебаты о том, как обезопасить политиков, членов парламента, оградив их стеной защиты, но сделать этот так, чтобы не был утрачен смысл работы депутата, представляющего интересы своих избирателей? 

Как обеспечить свободное общение с посетителями, не подвергая жизнь политика опасности? 

Могут ли встречи по ZOOM заменить живое общение? Как обеспечить живое общение, учитывая все опасности современного мира? 

Пока что ответа на эту дилемму нет ни в одной демократической стране. 

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

14 часов ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

19 часов ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

2 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

2 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

3 дня ago

Маша Слоним — об отставке архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби

В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…

7 дней ago