Цель этих общественных слушаний — разобраться в обстоятельствах гибели Дон Стерджесс, которая, на свою беду, опрыскала себя нервно-паралитическим веществом «Новичок», думая, что во флакончике, подобранном ее бойфрендом, духи. Яд, как мы теперь знаем, предназначался в первую очередь Сергею Скрипалю, бывшему сотруднику ГРУ, работавшему на британскую разведку и оказавшемуся в Великобритании в 2010 году в результате обмена.
В 2018, после попытки отравления Сергея и Юлии Скрипалей, лондонская полиция установила трех подозреваемых в отравлении: Александра Мишкина, Анатолия Чепигу и Дениса Сергеева. В Великобритании они использовали псевдонимы — Александр Петров, Руслан Боширов и Сергей Федотов.
Формально им были предъявлены обвинения, но поскольку у Великобритании нет договора об экстрадиции, шансов доставить подозреваемых для суда в Великобританию нет. Так же, как и в случае убийства Александра Литвиненко радиоактивным веществом полонием-210 в 2006 году российскими агентами — Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Им тоже были предъявлены обвинения в убийстве, но добиться их экстрадиции, конечно, не удалось.
Однако нынешние общественные слушания призваны не только назвать виновных в смерти Дон Стержесс, а это, скорей всего, те же Чепига и Мишкин, но и проанализировать, насколько оперативно и слаженно работали полиция и экстренные службы во время и после покушения на Скрипалей и смерти Дон Стержесс. А также — как обеспечивалась безопасность Сергея Скрипаля до того, как российские агенты обмазали ручку двери его дома в Солсбери нервно-паралитическим веществом.
В первые же дни слушаний прозвучала критика в адрес правительства, которое не смогло обеспечить безопасность Сергея Скрипаля, хотя было очевидно, что он мог стать мишенью подобного покушения. Убийство Литвиненко ничему, видимо, не научило, потому что, как выяснилось на слушаниях, меры по обеспечиванию безопасности бывшего сотрудника ГРУ и британской разведки не были соблюдены. Сергей Скрипаль жил в Солсбери под собственным именем, он был в списке избирателей округа, так что его адрес мог легко получить кто угодно. Правда, сам Сергей Скрипаль не ожидал, что его поджидает опасность в Великобритании. Об этом говорилось в его письменном заявлении, которое было оглашено на слушаниях.
В заявлении, которое Сергей Скрипаль прислал из неизвестного места, он возложил ответственность за покушение на свою жизнь на президента России Владимира Путина: «Я считаю, что Путин все самые важные решения принимает самостоятельно, поэтому, по моему мнению, он как минимум должен был дать разрешение на покушение и на Юлию, и на меня», — сказал Скрипаль, добавив, что это его «частное мнение».
С официальным мнением выступил генеральный директор по обороне и разведке МИД, свидетель Джонатан Аллен, который заявил, что «по мнению правительства, операцию санкционировал президент Путин».
Адвокат семьи погибшей Дон Стерджесс, опираясь на эти показания, предложил председателю слушаний вызвать г-на Путина в качестве свидетеля для дачи устных показаний в ходе расследования. «Как человек, который теперь, благодаря убедительным доказательствам, признан ответственным за покушение на убийство г-на Скрипаля и, в конечном счете, за смерть Дон, он, безусловно, является важным и значимым свидетелем. Он не должен прятаться за стенами Кремля. Он должен посмотреть в глаза семье Дон и ответить на предъявленные ему доказательства», — сказал правозащитник.
Председатель заметил, что это «интересное» предложение, но выразил сомнение, что Путин согласится прибыть для дачи показаний. Впрочем, адвокат с этим был вынужден согласиться.
По результатам расследования стало известно, что во флаконе с «Новичком», который открыла Дон Стерджесс, было достаточно нервно-паралитического вещества, чтобы убить тысячи людей. Ее мама, выступая с показаниями на слушаниях, рассказала, что Дон опрыскала себя «духами» накануне встречи с дочерью. Можно предположить, что, если бы она не потеряла сознание на улице, а успела бы встретиться с дочерью, то не только дочь, но и огромное число случайных прохожих, могли пострадать или погибнуть.
У матери Дон были претензии и к полиции. По ее словам, полицейские, увидев ее дочь без сознания, решили, что она наркоманка, поэтому не приняли немедленных мер для ее спасения. Как позже выяснилось, Дон наркоманкой не была, хотя ее бойфренд Чарли Роули, тоже пострадавший от контакта с Новичком, но выживший, был наркоманом. Полицейские на слушаниях принесли извинения семье Дон Стерджесс.
Пока что сам Чарли Роули на слушаниях не выступил, а было бы интересно послушать его рассказ. Известно, что он нашел флакон с «Новичком», решив, что это духи, и подарил его Дон. Флакон действительно был из-под духов Nina Ricci, так что ошибка понятна. Не совсем ясно, почему между отравлением Скрипалей в марте и июльской находкой «духов» прошло почти 4 месяца. Поначалу сообщалось, что Чарли обнаружил флакон в мусорном баке или урне, но на нынешних слушаниях уже конкретное место, где он нашел флакон, не называется. Известно лишь, что это было где-то в городе Эймсбери (Amesbury), что примерно в 10 километрах от Солсбери. Как флакон туда попал, пока неизвестно.
В своих показаниях Сергей Скрипаль сказал, что «никогда не думал, что российский режим попытается убить меня в Великобритании». Однако, у британских секретных службы за пять лет до покушения должны были зазвучать тревожные звоночки. Например, стало известно, что в апреле 2018 года было опубликовано письмо тогдашнего советника правительства по национальной безопасности сэра Марка Седвилла генеральному секретарю НАТО, в котором говорилось о «киберинтересе» к Скрипалям с 2013 года, за пять лет до убийства. В письме говорилось следующее: «У нас есть информация, указывающая на интерес российских спецслужб к Скрипалям, по крайней мере, с 2013 года, когда электронные почтовые ящики, принадлежащие Юлии Скрипаль, стали объектом интереса для киберспециалистов ГРУ».
После первого дня общественные слушания переносятся из Солсбери в Лондон, а вопросы, касающиеся связей Сергея Скрипаля со спецслужбами Великобритании, будут проходить в закрытом режиме по соображениям национальной безопасности.
Предполагается, что слушания продлятся несколько недель, а затем выводы, к которым придет председательствующий судья, опираясь на свидетельские показания, будут представлены правительству и широкой общественности где-то в 2025 году.
Тереза Мэй, которая была премьер-министром Великобритании, когда произошло покушение на Скрипалей и убийство Дон Стерджесс, заявила в подкасте BBC, что она не верит в то, что семья Дон Стерджесс добьется справедливости, потому что очень маловероятно, что сотрудники российской разведки, которых считают причастными к этому делу, когда-нибудь предстанут перед судом.
И тем не менее, нынешние слушания помогут в конце концов докопаться до истины и сделать необходимые выводы. Ведь именно в этом и состоит смысл таких слушаний.
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…