Я переехала в Шотландию в 2010 году, потому что поступила на бакалавриат Сент-Эндрюсского университета. До этого жила в Остине (Техас), который намного больше. Сент-Эндрюс, напротив, — крошечный живописный городок, и меня влекла его уютная атмосфера, ощущение истории. В то время я искала что-то отличное от жизни в мегаполисе, к которой я привыкла. Сент-Эндрюс казался идеальным, чтобы сбежать.
Через несколько лет я переехала в Глазго, чтобы получить степень магистра. Затем осела в Эдинбурге — по моему мнению, это один из красивейших городов мира. Архитектура, атмосфера и расположение среди холмов и воды — всё абсолютно очаровательно.
Когда я впервые приехала в Шотландию, то совершенно не была готова к закатам в четыре часа дня и сильному холоду. В Техасе солнце заходит примерно в одно и то же время круглый год. Моя первая зима в Сент-Эндрюсе была особенно суровой — то была одна из худших зим за десятилетия, с сильным снегопадом, отменами рейсов и перебоями на железных дорогах. Помню, как купила резиновые сапоги, чтобы ходить по снегу, — я просто не знала, что для снега нужна другая, специальная обувь.
Так что, если раздумываете о поездке в Шотландию, мой совет — подойдите разумно к выбору одежды, купите хорошие водонепроницаемые ботинки и куртки. Отнеситесь серьезно, потому что именно сырость, а не низкие температуры, заставляют вас мерзнуть. Это очень-очень ощутимо. И мой второй совет — не недооценивать дефицит солнца. Я бы рекомендовала обзавестись SAD лампой, которая имитирует дневной свет. Также стоит следить за своим ментальным здоровьем в период с ноября по февраль. Иногда люди не осознают, что они немного впали в депрессию, или их здоровье ухудшилось — мы просто живем по накатанной и не замечаем.
Несмотря на трудности, я полюбила шотландский образ жизни. Люди здесь невероятно теплые, смешные, простые. Есть особое чувство общности. Как поэт я ценю культурное богатство, которое предлагает Шотландия: здесь уделяют много внимания поэзии и искусству, чествуют выдающихся личностей, таких как Роберт Бернс, проводят арт-фестивали и вообще создают среду, где творчество и ценится, и поддерживается.
Жизнь в Эдинбурге приносит мне радость. Это город, который сочетает уют маленького городка с удобством большого. По сравнению с Глазго, который кажется более урбанистическим и активен круглый год, шарм Эдинбурга — в архитектуре и сезонных фестивалях, таких как Fringe. Хотя я иногда скучаю по концертной сцене Глазго или по знакомым местам моего родного города, атмосфера Эдинбурга продолжает очаровывать. Если приедете к нам, я настоятельно рекомендую прогуляться по The Meadows — это большой зеленый парк недалеко от Эдинбургского университета. Я провела там много времени, особенно во время локдауна.
Мне очень нравятся ландшафты Шотландии, особенно Highlands. Эти места обладают магическими, почти мифическими свойствами. Вдохновляет сочетание сурового климата, уединенной красоты и ощущения истории, которая буквально пронизывает землю. Мне посчастливилось провести там время в писательских резиденциях, и каждый визит усиливает связь.
Когда я думаю о своем будущем, Эдинбург кажется правильным местом. Мы с партнером планируем обосноваться здесь более прочно, возможно, купим квартиру в ближайшие несколько лет. Хотя могут появиться возможности в других местах, например, в Лондоне или даже в Штатах, сейчас Шотландия ощущается моим домом.
Я переехал в Глазго в 2019 году. До этого жил в Лондоне, учился в The Purcell School for Young Musicians. Переехал, потому что предложили стипендию в Royal Conservatoire of Scotland — хотелось дальше развиваться как музыкант. В итоге я окончил консерваторию и остался жить в Глазго. Здесь у меня профессиональные связи, плюс, снимать квартиру и вообще жить тут намного дешевле. Для жизни именно в Шотландии я бы рекомендовал Глазго и Стирлинг. Эдинбург подходит, если не смущают цены и толпы туристов.
Переезд в Глазго был не таким тяжелым, как, например, приезд из моего родного Казахстана в Лондон — вот тогда я столкнулся с радикальной сменой менталитета вокруг.
Не буду спорить, в Англии больше возможностей — и для музыки, и для спорта. В одном только Лондоне целых три армрестлинг-клуба, а у нас — один на всю Шотландию. На прошедших национальных соревнованиях из трехсот человек только трое представляли Шотландию.
По моим наблюдениям, англичане невероятно ценят себя — в этом смысле в Глазго намного проще. Мне импонируют люди из спорта — в них нет снобизма, который, к сожалению, часто присущ артистам. Так вот, шотландские спортсмены — одни из самых доброжелательных людей, кого я встречал.
Помню, после переезда меня поразила культура вождения в Шотландии и Великобритании в целом. На постсоветском пространстве принято вести себя агрессивно на дороге: у нас нормально постоянно слышать гудки, подрезать людей. Здесь даже сигнала не услышишь, все максимально доброжелательны. Интересно и отношение к уличным музыкантам. В Казахстане, увы, музыка вообще не считается профессией, а уж играть на улице — и вовсе… В Глазго basking — просто реклама себя как музыканта, выступление ради удовольствия.
Чтобы свободно исследовать страну, конечно, нужны водительские права. Самые красивые точки в Highlands — самые же труднодоступные. Из мест, где я бывал, могу рекомендовать Ayr. Пляж города выходит в сторону Америки и Северной Ирландии, шикарное место –– оттуда родом много интересных фолк-музыкантов. Вторая локация личного топа находится в самом Глазго, это Поллок Парк. Несмотря на то, что город индустриальный, здесь очень интересная фауна: горные коровы, пять видов лебедей. Мне нравятся шотландские птицы, особенно паффины, они же тупики. Третье место — у легендарного локального паба Laurrieston. В нем — дух рабочего класса, невероятно аутентичное место.
Эдинбург я впервые посетила в 2011 году во время школьной поездки и сразу влюбилась. Впечатление произвели красота, удобство для прогулок, дружелюбие. По-настоящему я переехала в Шотландию в 2016 году — учиться по обмену, хотя это было и своего рода бегством. В Канаде у меня был непростой период: умер близкий мне человек, и это изменило мой взгляд на всё, в том числе на учебу. После я уехала в Торонто, но примерно через год, пережив то, что я могу описать только как нервный срыв, решила вернуться в Шотландию. Поняла, что последний раз чувствовала себя по-настоящему счастливой только здесь.
Мой отец из Йоркшира, а мама — настоящая канадка, так что у меня нет сильных шотландских корней. Хотя когда я росла, вокруг чувствовалось наследие, например, в соседнем городке проводились Highland games, было много людей с шотландскими корнями. Сейчас я живу в Глазго. Если бы пришлось выбирать место для долгосрочного проживания в Шотландии, то я предпочла бы сельскую местность, возможно, остров, такой как Айла, с его близостью к морю и размеренным образом жизни. Эдинбург имеет для меня большое значение из-за воспоминаний. Мне нравится его традиционная атмосфера, компактность и отличный общественный транспорт. Однако в Глазго более новаторский дух и более живая культурная сцена, что мне тоже по душе.
В переезде самым сложным была не погода — я ведь из Канады, где зимы гораздо суровее. Трудным было одиночество и сложность в выстраивании связей. Когда ты новичок в каком-то месте, то встречаешь людей, которые не всегда заботятся о твоих интересах. Легко почувствовать себя уязвимой и изолированной. Но, несмотря на это, я думаю, что шотландцы — одни из самых добрых, открытых и гостеприимных людей, которых я когда-либо встречала. Они прирожденные рассказчики, всегда готовы к хорошему разговору и обладают прекрасным чувством юмора.
Больше всего в Шотландии мне нравятся драматичные пейзажи: суровое побережье, близость к морю, а также сумасшедшая архитектура. Общность артистов, особенно поэтов и музыкантов, глубоко укоренена в шотландской истории и культуре, намного сильнее, чем в Канаде. В Торонто я однажды пришла на поэтические чтения, и это напоминало безумный рок-концерт. Здесь поэтические вечера проходят в уютных пабах, всё очень камерно.
Как жизнь в Шотландии изменила мой образ жизни? Я бы сказала, не сильно, но значимо. Я намного больше хожу пешком, потому что города построены для людей, в отличие от Северной Америки, где все рассчитано на автомобили. Здесь нужно развешивать белье, потому что нет сушильных машин. Еда другая, сыр намного дешевле. Кажется, я стала больше выпивать — не уверена, что это хорошо. О, ещё одно! Здесь нужно здороваться со всеми — считается грубым не отвечать тому, кто заговорил с тобой на улице. В Канаде к такому взаимодействию относятся с подозрением, но в Глазго это часть городского шарма. С тобой говорят — и ты говоришь. Открываешься.
Год назад я переехал из Бирмингема в Эдинбург. Формально из-за работы — мне предложили должность в крупном банке. Но на самом деле я специально искал любую вакансию именно в этой части страны. Здесь прекрасная природа –– особенно по сравнению с бетонными кварталами Бирмингема. Когда въезжаешь в Шотландию, пейзаж сразу меняется: заброшенные склады и пустыри сменяют горы, озера. Плюс, в Эдинбурге активный финансовый рынок: головной офис Royal Bank of Scotland, отделения Deloitte и других крупных игроков. Если открыть LinkedIn, вы увидите, что львиная доля работы сосредоточена именно здесь.
Переезд на такую длинную дистанцию дался непросто. Естественно, в Англии намного теплее и солнечнее, но мне мрачная и дождливая погода даже нравится. Я живу возле Pentland Hills, это почти пригород. Пятнадцать минут пешком – и открывается невероятный вид: холмы, лес. Можно рыбачить, собирать грибы и ягоды. Много барсуков, они очень забавные, цокают по асфальту. У нас есть свой сад, в нем растут яблони. Самые чудесные места для меня. Еще в Шотландии бесплатная (входит в council tax) и очень чистая проточная вода. И, конечно, виски. В Англии тоже можно найти односолодовый, но такими напитками приятнее наслаждаться там, откуда они родом.
При этом шотландская кухня мне не очень нравится. Ей будто не хватает середины: с одной стороны лобстеры и лангусты, с другой — уже Deep Fried Mars, все жирное и в кляре. Между ними разве что сконы и хаггис. Так что пока эту нишу занимают китайские и индийские ресторанчики. Еще из минусов — мне лично не очень нравятся смолл-токи, когда ты сидишь в автобусе, и с тобой внезапно начинают разговаривать незнакомцы. Ощущается странно. Хотя, думаю, заводить друзей легче в Лондоне: там больше разных активностей и мероприятий.
Если вы поттероман, в Шотландии нужно обязательно прокатиться на том самом паровозе в долине Гленко. О Highlands нечего и говорить, моё любимое место — Loch Rannoch. Что вы представляете, когда кто-то говорит «горы»? Вот именно так открыточно выглядит Loch Rannoch. Страна сохранила здоровый национализм, в горах везде клановые тотемы — в почете связь с предками, с культурным наследием. В Эдинбурге интересен буквально каждый дом, особенно на Royal Mile. Очень по душе Leith — район новостроек на севере Эдинбурга, у моря. Жена со мной, впрочем, не согласна: ей кажется, что там пустынно и страшно.
В Лондон я готов ехать, только если будет возможность поселиться в Canary Wharf или City of London. Просто пару лет попробовать, прочувствовать этот стиль жизни. Думаю, в итоге все равно вернулся бы в Эдинбург: здесь мило, спокойно, размерено.
Я переехала в Ardkinglas в 1998 году, когда дом перешел по наследству к моему мужу Дэвиду. Но я бывала здесь и раньше: впервые я гостила в доме в шестнадцать лет — я наполовину финка, наполовину англичанка, и мои родители знали двоюродную бабушку Дэвида. До переезда в Шотландию я всегда жила в крупных городах, и поначалу было сложно — особенно когда родилась дочь. Я скучала по настоящей снежной финской зиме в сравнении с дождливой и сырой шотландской. Ещё, конечно, не хватало моих близких. Всё в доме было родным для мужа и его семьи. Сейчас, двадцать два года спустя, могу сказать, что это место стало и моим тоже.
Жить в Ardkinglas House — привилегия, но и большая ответственность. Дом был построен в 1907 году прадедушкой Дэвида, а спроектировал его знаменитый архитектор Лоример. Это первый дом в Аргайле с электричеством, и вообще он выстроен с поразительным мастерством, каждая мелочь. Тем удивительнее, что его возвели всего за 18 месяцев! Он всегда принадлежал семье Нобль, но сначала выполнял функцию летнего дома. Ещё здесь проводились музыкальные вечера — мы возродили эту традицию.
Люди почему-то думают, что наша жизнь в таких роскошных интерьерах — тоже роскошная. На самом деле это не так. Дом требует огромного количества работы, особенно после больших мероприятий или киносъемок. Помимо этого, я работаю в саду каждый день, мы разводим овец. Когда нет гостей, наша семья не пользуется домом целиком — у нас есть небольшая квартирка в одном из флигелей.
Помимо музыкальных вечеров и свадеб, в Ardkinglas много снимают. Мой фаворит — “The Water House”, очень милое кино о мальчике, который нашел яйцо на побережье. Потом из яйца вылупляется зверек и становится монстром, но они всё равно дружат. Когда мы только переехали, здесь снимали “My Life So Far” с Колином Фёртом, сравнительно недавно — “A Very British Scandal” с Клэр Фой.
Бывают ли мысли переехать в обычную квартиру где-нибудь в городе? Постоянно! Меня выручает то, что я часто езжу в Глазго, провожу там по день-два, хожу в театры. Мы всё-таки ведем довольно уединенную жизнь. Хотя за годы выстроили особое комьюнити вокруг дома, у нас останавливаются интереснейшие люди со всей страны.
Жизнь в таком месте как Ardkinglas House — точно не для всех: например, зимой в доме очень-очень холодно, не каждый выдержит. В финском языке есть непереводимое слово “sisu” — особая внутренняя сила, воля, характер. Но дом и волшебные места вокруг дают мне гораздо больше, чем забирают. Я стараюсь каждый день гулять, природа заряжает энергией. Купаюсь в пруду, занимаюсь йогой — в августе мы даже проводили йога-выходные в доме. Мой главный совет тем, кто приезжает в Шотландию такой: не позволяйте погоде останавливать вас, а дождю — решать, что вам делать сегодня. Исследуйте столько, сколько можете, обязательно поезжайте на северные острова Малл и Айона. И, конечно, в Аргайл — у нас есть, что посмотреть.
Иллюзия первая: «С Дона выдачи нет!» «В Россию сейчас не выдают». Такие слова мы слышим…
Ed Atkins Когда: 2 апреля – 25 августаГде: Tate Britain is Millbank, London, SW1P 4RGЗапланировать…
Когда мы планировали поездку в Оман, выяснилось, что «сезон» в Хаджаре начинается не в марте,…
Когда: 23 апреля, 19:00Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough St, London W1F 7HL Фильм молодого…
Этот спектакль как будто соткан из воздуха детства, из обрывков воспоминаний, из юношеских слез. Только…
Tate Modern Музей начнет 2026 год со знаковой выставки, посвященной 40 годам новаторской практики Трейси…