В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и Дункан Грант — переехали из бурлящего Лондона в загородное поместье Чарльстон. Почти сразу после переезда они начали расписывать вручную каждую свободную поверхность в коттедже: стены, камины, двери, столы, изголовья кроватей и книжные шкафы, превращая сам дом в настоящее произведение искусства и избавляясь от любых консервативных предрассудков об интерьере.
К лабиринту маленьких ярких комнат, непохожих друг на друга, прилегала просторная студия с высокими потолками, в которой работал Грант. Прямо из нее можно было попасть в обнесенный стеной дикий сад, созданный по проекту художника Роджера Фрая. В нем классические скульптуры соседствовали с работами Квентина Белла в натуральную величину.
«Дом кажется полным молодых людей в очень приподнятом настроении, смеющихся над собственными шутками… валяющихся в саду, который просто пестрит цветами, бабочками и яблоками», — писала Ванесса Белл. И правда, в последующие десятилетия он превратился в центр притяжения самых прогрессивных художников, писателей и мыслителей XX века, которые продолжали воплощать в нем свои социальные и творческие идеи.
Большую часть жизни британский скульптор Генри Мур, несмотря на всемирную известность, провел в деревне Перри-Грин. После смерти художника его дом и несколько мастерских превратились в музей и фонд, где сегодня хранится коллекция из примерно 15 000 работ, включая скульптуры, макеты, рисунки, гравюры, гобелены и ткани.
Помимо студий для посетителей открыт потрясающий сад, в котором Мур начал выставлять свои работы еще в 50-е годы прошлого века. Художник твердо верил, что искусство должно быть доступно людям. Садом в основном занималась жена скульптора — киевлянка Ирина Радецкая, трепетно высаживая кусты и цветы так, чтобы они обрамляли монументальные произведения. А когда площади сада перестало хватать для экспозиции работ, скульптор начал выкупать землю вокруг дома — и скупил в итоге более 28 тысяч гектаров.
Теперь и сад, и музей продолжают жить, напоминая о своих хозяевах и принимая гостей, — все так, как и хотел художник.
Для своей постоянной студии скульптор Барбара Хепуорт выбрала одно из самых живописных мест в Великобритании — графство Корнуолл. В конце 1930-х она переехала на побережье, а к концу 1940-х заняла небольшой коттедж, спрятанный на извилистых улицах города Сент-Айвс, откуда открывается потрясающий вид на гавань и окрестности.
Более четверти века Барбара Хепуорт создавала в Корнуолле свои работы. Теперь часть из них выставлена внутри дома, часть — в залитой светом белоснежной студии. А монументальные скульптуры находятся в тропическом саду, прилегающем к коттеджу, который художница спроектировала самостоятельно. Она трепетно ухаживала за растениями и считала, что именно в такой обстановке следует созерцать ее работы. «Найти эту студию было своего рода волшебством, — писала Хепуорт. — Здесь была мастерская, двор и сад, где я могла работать на открытом воздухе и в пространстве».
Для посетителей дом открылся через год после смерти художницы, в 1975 году. С 1980-го он находится под управлением Tate, которая решила сохранить работы в той среде, для которой они и были созданы.
Полный текст об исторических домах в Англии напечатан в специальном выпуске журнала «Зима» #английскийдом. Заказать свою копию можно по ссылке.
Ed Atkins Когда: 2 апреля – 25 августаГде: Tate Britain is Millbank, London, SW1P 4RGЗапланировать…
Когда мы планировали поездку в Оман, выяснилось, что «сезон» в Хаджаре начинается не в марте,…
Когда: 23 апреля, 19:00Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough St, London W1F 7HL Фильм молодого…
Этот спектакль как будто соткан из воздуха детства, из обрывков воспоминаний, из юношеских слез. Только…
Tate Modern Музей начнет 2026 год со знаковой выставки, посвященной 40 годам новаторской практики Трейси…
Возвращение к центру: новая волна интереса к историческим районам Когда в 2020–2021 годах мы наблюдали…