ГИДЫ

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Дома-мастерские

Дом-музей Чарльстон, Восточный Сассекс
Charleston

В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и Дункан Грант — переехали из бурлящего Лондона в загородное поместье Чарльстон. Почти сразу после переезда они начали расписывать вручную каждую свободную поверхность в коттедже: стены, камины, двери, столы, изголовья кроватей и книжные шкафы, превращая сам дом в настоящее произведение искусства и избавляясь от любых консервативных предрассудков об интерьере.

К лабиринту маленьких ярких комнат, непохожих друг на друга, прилегала просторная студия с высокими потолками, в которой работал Грант. Прямо из нее можно было попасть в обнесенный стеной дикий сад, созданный по проекту художника Роджера Фрая. В нем классические скульптуры соседствовали с работами Квентина Белла в натуральную величину. 

«Дом кажется полным молодых людей в очень приподнятом настроении, смеющихся над собственными шутками… валяющихся в саду, который просто пестрит цветами, бабочками и яблоками», — писала Ванесса Белл. И правда, в последующие десятилетия он превратился в центр притяжения самых прогрессивных художников, писателей и мыслителей XX века, которые продолжали воплощать в нем свои социальные и творческие идеи.

Дом и мастерские скульптора Генри Мура, Хартфордшир
Henry Moore Studios

Большую часть жизни британский скульптор Генри Мур, несмотря на всемирную известность, провел в деревне Перри-Грин. После смерти художника его дом и несколько мастерских превратились в музей и фонд, где сегодня хранится коллекция из примерно 15 000 работ, включая скульптуры, макеты, рисунки, гравюры, гобелены и ткани. 

Помимо студий для посетителей открыт потрясающий сад, в котором Мур начал выставлять свои работы еще в 50-е годы прошлого века. Художник твердо верил, что искусство должно быть доступно людям. Садом в основном занималась жена скульптора — киевлянка Ирина Радецкая, трепетно высаживая кусты и цветы так, чтобы они обрамляли монументальные произведения. А когда площади сада перестало хватать для экспозиции работ, скульптор начал выкупать землю вокруг дома — и скупил в итоге более 28 тысяч гектаров.   

Теперь и сад, и музей продолжают жить, напоминая о своих хозяевах и принимая гостей, — все так, как и хотел художник.

Мастерская скульптора Барбары Хепуорт, Корнуолл
Barbara Hepworth Museum

Для своей постоянной студии скульптор Барбара Хепуорт выбрала одно из самых живописных мест в Великобритании — графство Корнуолл. В конце 1930-х она переехала на побережье, а к концу 1940-х заняла небольшой коттедж, спрятанный на извилистых улицах города Сент-Айвс, откуда открывается потрясающий вид на гавань и окрестности.

Более четверти века Барбара Хепуорт создавала в Корнуолле свои работы. Теперь часть из них выставлена внутри дома, часть — в залитой светом белоснежной студии. А монументальные скульптуры находятся в тропическом саду, прилегающем к коттеджу, который художница спроектировала самостоятельно. Она трепетно ухаживала за растениями и считала, что именно в такой обстановке следует созерцать ее работы. «Найти эту студию было своего рода волшебством, — писала Хепуорт. — Здесь была мастерская, двор и сад, где я могла работать на открытом воздухе и в пространстве». 

Для посетителей дом открылся через год после смерти художницы, в 1975 году. С 1980-го он находится под управлением Tate, которая решила сохранить работы в той среде, для которой они и были созданы.

Полный текст об исторических домах в Англии напечатан в специальном выпуске журнала «Зима» #английскийдом. Заказать свою копию можно по ссылке.

Редактор сайта

Новые статьи

Леонид Десятников: «Я люблю сухость, жесткость, ясность». К 70-летию выдающегося композитора

Всерьез мы общались только один раз, когда Леонида Десятникова назначили музыкальным руководителем Большого театра. Кажется,…

3 дня ago

Моноспектакль «Потерянные истории»: Михаил Зыгарь и Ингеборга Дапкунайте

Когда: 25 ноября 2025, 19:00Где: Bush House, 30 Aldwych, London WC2B 4BG «Потерянные истории» — это моноспектакль,…

4 дня ago

Каким получился Noisy Oyster: устрицы, мартини и «бистро будущего» на востоке Лондона

Ваш новый проект сильно отличается от первого лондонского ресторана Firebird — и по концепту, и…

4 дня ago

Дайан Китон: неприкаянная муза

У нее был редкий дар: она совсем не менялась. Какой была в первых фильмах Вуди…

4 дня ago

Гид по Frieze London: что нельзя пропустить — выбор «Зимы»

Секции Focus  Ana Gzirishvili, Untitled, 2024. Moulded leather, wooden frame, nails Ежегодно раздел «Фокус» предлагает срез…

4 дня ago

Нужно не бороться, а делать. Как прошла премьера документального фильма о БГ

Фильм снимался в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Монреале, Лондоне, Петербурге и Москве и изначально должен был стать…

5 дней ago