Клубный тур по Tate Britain – к юбилею английского художника Уильяма Тернера

Начали с раннего автопортрета художника — того самого, который сегодня можно увидеть на 20-фунтовых банкнотах. Посмотрели его глазами на Лондон конца восемнадцатого столетия (в особенности, на Гринвич, чистый горизонт которого сильно изменился за прошедшие пару сотен лет и заполнился небоскребами). И от общего перешли к частному — к экспериментам и сюрпризам, которых от Тернера совсем не ожидаешь.

Например, к работам, выполненным акварелью, — они представлены отдельно в небольшом зале. Среди них есть и рисунки, которые сегодня мы могли назвать абстракцией, если бы не знали, кто является их автором. Загадка, как художнику удалось настолько опередить время.

В том же зале — альбом с набросками обнаженных фигур. Большую часть этих изящных скетчей сжег близкий друг художника Джон Рескин после его смерти. Правда, из самых лучших побуждений: он никак не мог примириться с тем, что мир увидит эротическую графику, подписанную именем великого английского живописца, что это может бросить тень на его репутацию. Но найти все рисунки, к счастью, Рескину не удалось — так они стали частью огромного завещания Тернера и перешли во владение города.

В зале напротив можно увидеть незаконченные полотна, найденные после смерти художника. И вновь — неожиданный (и, возможно, не запланированный, но случившийся) сюрприз от Тернера.

Сюжеты его работ могут быть непредсказуемы — и порой нереалистичны, созданы из мифов и легенд, а могут быть точны и документальны, словно из учебников истории. Иногда композиции строятся четко — по вертикали и горизонтали, а иногда Тернер словно нанизывает объекты и персонажей по диагонали, создавая динамику движения — хаотичного и живого.

Через творчество художника можно проследить и то, как менялись вкусы коллекционеров той эпохи. Так, к 1843 году Тернер создал две работы по сюжетам Великого потопа и Ноевого ковчега — и удивительно не только то, что его техника кардинально трансформировалась со временем, но и то, что нашлись смельчаки, которым пришелся по нраву другой Тернер.

Такие эксперименты у художника — самое интересное. Они вызывают наибольшее количество эмоций и обсуждений. Именно за ними и стоит приходить в Tate.

Юлия Карпова

Новые статьи

Октябрь в Лондоне. Главные события месяца — в новой культурной афише «Зимы»

BFI London Film Festival 2025 Когда: 8 — 19  октября Где: London cinemasПодробности по ссылке. Одно из главных событий британской киноиндустрии уже не за…

7 часов ago

Безумие на всех: в Лондоне состоялась премьера «Саломеи» Максима Диденко

Самый прижившийся в мировом искусстве образ Саломеи, благодаря, во-первых, тексту британского автора, а во-вторых, стараниям…

1 день ago

Почему французский ВНЖ лидирует среди визовых программ Европы: рассказывает эксперт

В мире, где европейский ВНЖ имеет неоспоримый вес и неоспоримую ценность, можно подобрать программу под…

1 день ago

Чулпан Хаматова: «Мое гражданство — это сцена и кулисы»

В этом году Чулпан Хаматова осталась без отпуска. Спектакли, репетиции, концерты, воркшопы… Все это в…

1 день ago

Какое искусство смотреть в Лондоне этой осенью. 12 арт-событий от админа телеграм-канала «В белом кубе»

Marie Antoinette Style в V&A  Где: Victoria and Albert Museum, South Kensington, Cromwell Road, London, SW7 2RLКогда: до 22…

2 дня ago

Большие надежды и тяжёлые времена. Как прошла открытая репетиция нового спектакля Дмитрия Крымова

Возможно, именно из-за этой «похожести» актёры цирковой труппы сталкивают их лбами на импровизированном помосте: «наш…

3 дня ago