Клубный тур по Tate Britain – к юбилею английского художника Уильяма Тернера

Начали с раннего автопортрета художника — того самого, который сегодня можно увидеть на 20-фунтовых банкнотах. Посмотрели его глазами на Лондон конца восемнадцатого столетия (в особенности, на Гринвич, чистый горизонт которого сильно изменился за прошедшие пару сотен лет и заполнился небоскребами). И от общего перешли к частному — к экспериментам и сюрпризам, которых от Тернера совсем не ожидаешь.

Например, к работам, выполненным акварелью, — они представлены отдельно в небольшом зале. Среди них есть и рисунки, которые сегодня мы могли назвать абстракцией, если бы не знали, кто является их автором. Загадка, как художнику удалось настолько опередить время.

В том же зале — альбом с набросками обнаженных фигур. Большую часть этих изящных скетчей сжег близкий друг художника Джон Рескин после его смерти. Правда, из самых лучших побуждений: он никак не мог примириться с тем, что мир увидит эротическую графику, подписанную именем великого английского живописца, что это может бросить тень на его репутацию. Но найти все рисунки, к счастью, Рескину не удалось — так они стали частью огромного завещания Тернера и перешли во владение города.

В зале напротив можно увидеть незаконченные полотна, найденные после смерти художника. И вновь — неожиданный (и, возможно, не запланированный, но случившийся) сюрприз от Тернера.

Сюжеты его работ могут быть непредсказуемы — и порой нереалистичны, созданы из мифов и легенд, а могут быть точны и документальны, словно из учебников истории. Иногда композиции строятся четко — по вертикали и горизонтали, а иногда Тернер словно нанизывает объекты и персонажей по диагонали, создавая динамику движения — хаотичного и живого.

Через творчество художника можно проследить и то, как менялись вкусы коллекционеров той эпохи. Так, к 1843 году Тернер создал две работы по сюжетам Великого потопа и Ноевого ковчега — и удивительно не только то, что его техника кардинально трансформировалась со временем, но и то, что нашлись смельчаки, которым пришелся по нраву другой Тернер.

Такие эксперименты у художника — самое интересное. Они вызывают наибольшее количество эмоций и обсуждений. Именно за ними и стоит приходить в Tate.

Юлия Карпова

Новые статьи

Георгий Джапаридзе: «Мне всегда нравилось быть наблюдателем»

Но нет, сюжет двинется совсем в другую сторону. Теперь перед нами уже взрослый юноша. И…

5 часов ago

Тонкости этикета: как устроить праздничную вечеринку дома (и не совершить ошибок)

Тон встречи задается заранее Рождественская вечеринка начинается задолго до того, как гости переступят порог вашего…

23 часа ago

10 идей, куда поехать из Лондона за рождественским настроением

Винчестер: рождественский рынок Винчестер, рождественский рынок У рождественского рынка в небольшом Винчестере – своя таинственная…

1 день ago

Фонд Gift of Life запустил благотворительную лотерею

В декабре этого года организация Gift of Life запустила благотворительную лотерею, все собранные средства от…

1 день ago

Азарий Плисецкий. Ваш друг и брат

Азарий Плисецкой и Майя Плисецкая. «У тысячи мужчин, влекомых вдоль Арбатазаботами или бездельем дня, Спросила я: — Скажите,…

2 дня ago

Пешком по Англии: как я сходил из Лондона в Кентербери

Чтобы по-настоящему узнать Англию, научный журналист и автор телеграм-канала London Current Илья Кабанов отправился пешком…

2 дня ago