ЛЮДИ

«Гражданин Поэт» Андрей Васильев — о предстоящем «безжалостном» шоу в Лондоне

Начнем с того, что проект «Гражданин поэт» был официально закрыт 5 марта 2012 года. Как раз накануне на выборах победил Владимир Путин, в третий раз став президентом РФ и, похоже, уже навсегда. Создатели «Гражданина» решили отметить это событие торжественной церемонией — театрализованными похоронами в Крокусе Сити Моле. Зал на семь тысяч мест был sold out! Звезды первой величины на сцене и в партере. От Познера до Собчак. По слухам якобы собирался приехать и сам новоиспеченный президент. Но что-то там не сложилось. Телезапись вечера вел Первый Канал под личным руководством Константина Эрнста.  

«Мы решили уйти на взлете. Прямо были такие святые мысли, — рассказывает Андрей Васильев. — И никто не спорил. Ни Миша (Михаил Ефремов), ни Быков (Дмитрий Быков). А на финал Быков даже сочинил стихи под Окуджаву: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться». У Быкова было: «Давайте хоронить друг друга…».  Мы пустили бегущую строку, как в караоке, и зал вместе с нами дружно подпевал. Отличный бис, кстати, был. Там была строчка: «Полгода не пройдет мы возродимся снова».

В общем, как нетрудно догадаться, от таких денег и славы никто по своей воле не отказывается. И после шумно разрекламированных похорон «Гражданин поэт» еще лет семь просуществовал в задорном формате «Поминок по просьбам трудящихся», с которыми команда Васильева выступала по городам и весям, собирая полные залы. На самом деле только сейчас начинаешь понимать, что это был по-своему новаторский, революционный проект. Передвижной театр одного актера. С одной стороны – суперсовременный, актуальный стендап, с другой – традиционная русская актерская школа Щепкина и Мочалова. Школа представления, которую Михаил Ефремов являл во всей красе. Актерский бенефис. Политика и лицедейство, сатира и водевиль – все вместе, все упаковано по первому классу. Плюс стихи Быкова, по которым сегодня можно изучать историю стихосложения. «Гражданин Поэт» — не просто эпохальное шоу. Это хрестоматия гражданского протеста, это уроки сопротивления лжи и мертвечине государственного официоза. Отсюда и всенародный успех, и аншлаги, и миллионные просмотры в YouTube. Все было! И все закончилось, рассосалось, ушло куда-то…        

Сам Андрей Васильев считает, что «Гражданин» закончился не потому, что Михаила Ефремова посадили за ДТП, повлекшее за собой гибель человека, а потому что начался Ковид. Последняя серия концертов прошла осенью 2019 года. После этого была еще одна попытка возродить проект уже в эмиграции с Артуром Смоляниновым в роли Гражданина. И хотя Васильев по-прежнему убежден, что Артур идеально подходил для этой роли, продолжения так и не последовало. Все, что мы имеем сегодня, это то, что называется «похоронный стендап», воспоминания бойцов былых битв и сражений, закулисное видео, которого никто не видел, смешные байки из склепа. Надо обладать большой смелостью, чтобы все это продемонстрировать на вечере в лондонском LeicesterSquare Theatre. Впрочем, это очень в духе Андрея — идти до конца. Ничего не бояться и быть готовым ко всему.

— Мне не впервой участвовать в подобных мероприятиях. Помнишь у Андрея Вознесенского есть стихотворение «Похороны Гоголя Николая Васильевича». И кончается оно так:

«Любят похороны у нас,
Как вы любите слушать рассказ,
Как вы Гоголя хоронили». 

 У русских людей вообще очень популярна тема кладбищ, похорон, переносы праха туда-сюда…

— А некрологи! Ты забыл про некрологи! Нашего брата ведь хлебом не корми, дай только некролог написать. Я в бытность свою главредом «Коммерсанта» люто воевал с отделом культуры, выкидывая из полосы всю эту похоронную писанину. Нужно-то всего три строчки: «Умер тогда-то, было столько-то лет, все!» На фига нам эта литература? Пишите лучше про живых и про премьеры. Но про спектакль ведь написать надо, а некролог уже себе лежит, готовенький. 

— Как родилась идея провести «Поминки» в Лондоне?

— Изначально это была идея нашей общей подруги Елены Закревской (продюсер Yelena Durden-Smith, прим. С.Н.). Люди любят разные закулисные подробности. Тебя обязательно спросят: «А были у вас смешные случаи на съемках? Расскажите!». Поэтому для Лондона мы припасли много всяких смешных и грустных подробностей. Обязательно будут и новые стихи. Один из них, боюсь, придется прочитать мне самому. А почему бы и нет? Имею право. Все-таки у меня семнадцать ролей в кино, театре и клипах. Это потрясающее стихотворение написал Дима Быков. Называется «Вперед в прошлое». Можно сказать премьера его стиха состоится в Лондоне. В свое время, сами того не подозревая, мы много чего предсказали из того случилось.  Ходорковский мне как-то сказал: «Вы такие обалденные. Надо же все-все предсказали! Может, уже хватит предсказывать?». И я тоже думаю, что хватит.   

 Всех волнует, конечно, вопрос Михаила Ефремова. Возможен ли его comeback в «Гражданин Поэт» и вообще ваше воссоединение? 

— Я скажу тебе коротко. Считаю, что та клоунада, которую Миша устроил после своего ДТП, — большое позорище. С этим своим чудовищным адвокатом, с этими заявлениями, он просто дискредитировал саму идею «Гражданина Поэта». Подчеркиваю, не самим ДТП, а тем, что было после. Как бы ни относиться к этой истории, Миша выходит на сцену и начинает учить жить. Ну да, юмор, ну да сатира. Но ведь и кафедра, с которой произносятся какие-то важные вещи. А как после всего, что произошло, он может кого-то учить? Не понимаю и не вижу его в этой роли. Знаю, что он сейчас репетирует пьесу «Без свидетелей» в Театре Киноактера у Никиты Михалкова, который его очень опекает. И дай ему Бог! 

 В общем вы рассорились навсегда…  

— Нет, если и была обида, то давно прошла. Просто у меня нет потребности общаться. И, похоже, у Миши тоже. Он имеет на это право. Полгода я вообще молчал. Всем говорил, что я участник этой трагедии, и говорить ничего не буду. И только два года спустя, уже когда война началась, я дал большое интервью Мумину Шакирову в том числе и на эту тему.  Возвращаться к ней мне не хочется. 

 Тогда расскажи мне, как в вашей компании примкнул поэт Орлуша, твой старинный друг Андрей Орлов? И какую роль ты отвел ему в этом вечере?

— Когда был жив «Господин Хороший», надо было писать по семь стихов в неделю. Говорю Быкову: «Понимаю, что ты можешь написать хоть двадцать. Но качество пострадает». Поэтому пришлось звать Орлушу. Кстати, Быков не возражал. Так Орлуша вошел в нашу историю. У него была своя специализация — он писал для нас гимны. Мы выходили и пели: «Шкандыбает поэт и гражданин по припухшей стране…». Этих гимнов было штук 15. Все они были на злобу дня. Например, применительно к нашим гастрольным концертам в Израиле или в Украине. Слова были разные, но музыка одна — из фильма «Неуловимые мстители». Были разные концерты «Иногда они возвращаются всегда» или «Back in the USSR», или «Говно вопрос». И соответственно каждый раз надо было придумать новый гимн. Их бессменный автор — Орлуша.

***

Андрею приходит мысль позвонить своему другу и соавтору, обретающемуся в Кутаиси, чтобы тот сам рассказал, зачем он едет в Лондон. Приятный и не совсем трезвый баритон сообщил мне в айфоне буквально следующее.

Андрей Орлов (Орлуша)

Андрей Орлов (Орлуша). Для меня этот проект — естественное продолжение моей работы. Я всегда мечтал ничего не делать, и получать большие деньги.  Поэтому я оказался в журналистике, как и Андрей Витальевич Васильев. Писать буквы и тыкать пальцами по пишущей машинке или в компьютер — это не работа. Работа — это когда парня встретили и проводили в забой. Лично меня это никогда не привлекало. А вот поехать за чужие деньги в Лондон и читать то, что я написал двадцать лет тому назад, — по-моему, отличная работа. А если это еще за компанию с друзьями, — совсем здорово.  

Вы помните вашу первую встречу? 

Васильева я знаю с 1 сентября 1974 года с 11:20. Институт химического машиностроения, куда мы оба тогда поступили, и в первый же день познакомились. А Михаила Ефремова я знаю с 23:20 8 мая 1978 года. Это легко проверяемые факты. В десять вечера в Симферополь прибыл московский поезд, а в 23:00 мы уже открывали портвейн. А через двадцать минут в номер вошел никому неизвестный Михаил Олегович Ефремов со словами: «Вася, налей стакан». Вася наливает ему портвейна. Ефремов выпивает маленькими глотками, говорит: «Спасибо большое!», и ушел спать. Я спрашиваю Васю: «Кто это был?». «Это мой партнер по фильму «Когда я стану великаном» Миша Ефремов». «Вася, — говорю я, — но это ребенок. Тебя могут посадить в тюрьму». Мише было тогда четырнадцать лет.  

 Но в Лондоне у вас будет другой партнер  Вася Обломов. Чтобы вы могли о нем сказать? 

— Вася Обломов — поэт условно-досрочный. Ему еще рановато писать стихи. Потому что у него пока мало опыта. Но народу, у которого поэтического опыта еще меньше, понравилось. И тут я уважаю его за успех с песней: «Еду в Магадан». Когда я пытался прочитать эту песню как стихи, у меня получилось не сразу. Василия я бы называл автор-исполнитель. На самом деле народ не отличает хорошие стихи от плохих. Да и сами авторы тоже не могут отличать это. В отличие от многих, я читал очень много хороших стихов, и понимаю, когда они мною не написаны. Но у меня есть и хорошие стихи. Потому что я поднатаскался. Когда-то у нас был концерт «Два по 50 оттенков красного» к столетию революции. Мне была задача написать 16 стихов по истории России. Мы тогда прошлись по лидерам страны, от Ленина до Путина. Ненужное зачеркнуть – Андропов там, Медведев – ничего не значащие клопы для истории. И тогда я понял, что лучше всего у меня получаются перечислительные строчки. Я «безразмерный» поэт. Размеров не знаю. Ямба от хорея не отличаю. Мне надо прочитать всего Некрасова, чтобы сделать стихотворение, стилизованное под Некрасова. Это Быков может написать экспромт на тему «Поэмы без героя», а мне для этого надо эту поэму долго читать, изучать, сравнивать варианты. Впрочем, иногда в памяти вдруг всплывают редкие кадры или воспоминания, которые становятся общими для нашей аудитории. Все мы жили в одно время, но помню я один. Есть поэты, а я кто? Никто. Хрен с бугра. «Хрен с бугра к отцу пришел, в Кремль пролез пройдоха и спросил: «А хорошо, что живем мы плохо?».

***

На этих поэтических строках мы завершили разговор с поэтом Орлушей. Я пожелал ему удачи в Лондоне и вернулся к интервью с Андреем Васильевым.  

 Считается, что пока идет война, шутить, смеяться и вспоминать «смешные случаи» как-то не очень правильно. Что об этом думаешь?

— Ты знаешь, мы с самого начала для себя решили, если наш стих может кого-то обидеть, задеть, или опасная тема, то все, нашему проекту конец. До свидания! Ничего не получится. При этом были у нас и очень грустные стихи. Например, на смерть Немцова. Там и тени юмора нет. Все названо было своими словами. Так что стеб или «смешные случаи» — не самоцель, а только прикрытие.  

 Тогда почему не зашел проект с Артуром Смоляниновым?  

— Потому что все хотели Мишу. Зачем нам ваш Артур, дайте Мишу!  На самом деле потребитель страшно консервативен. Если он всю жизнь пьет «Кефир кремлевский», то к какому-нибудь Danone его надо приучать вечность. К тому же я там лажанулся как режиссер. Пытался копировать то, что мы делали в мирное время. А время-то другое. И публика другая стала. И мы тоже. Тем не менее «Мертвяки и двойники» собрали в YouTube 650 000 просмотров.   

 Как тебе кажется, продолжение у «Гражданина Поэта» будет? 

— Нет, ничего нового мы точно уже не сродим. А бесконечно эксплуатировать прошлое и свою память – конечная история. Я же производственник. Все-таки 11 лет возглавлял «Коммерсант». За кружкой пива все любят повспоминать: «Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли». Но тут важен новый ракурс, новая интонация. А главное — не ссать, если уж решился рассказать свои секреты и тайны. В Лондоне мы настроены быть безжалостными. Прежде всего к самим себе.   


Встреча «Not Dead Yet, Back to Гражданин Поэт» состоится в Лондоне 23 июня на сцене Leicester Square Theatre. Приобрести билеты можно по ссылке.

Сергей Николаевич

Новые статьи

Необычные рождественские традиции королевской семьи

Муж королевы Виктории, немец по происхождению, привез этот ритуал из Германии, а в 1848 году…

1 день ago

Город Лидс: куда сходить и что посмотреть

Лидс — третий по величине город Британии, но люди знают про него совсем мало. Вниманием…

2 дня ago

Цифровое искусство: да или нет? 5 героев будущего в обзоре «Зимы»

ИЗОБРАЖЕНИЕ: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ PIXEL FLUX Именитые галереи и музеи по всему миру все чаще организовывают…

3 дня ago

Маша Слоним. Всего одна жизнь

Маша Слоним, Москва, 1974 год. Фото: Андрей Зализняк. Она, конечно, вамп, хотя об этом мало…

5 дней ago

Золотой глобус-2026: кто в списке номинантов

Лидером по количеству номинаций — восемь — стал комедийный боевик Пола Томаса Андерсона «Битва за…

5 дней ago

Откуда взялась традиция дизайнерских рождественских ёлок в отеле Claridge’s

В разные годы над ёлкой в Claridge’s работали дизайнеры и модные дома с совершенно разными…

6 дней ago