Мариус Борг Хёйби родился в семье будущей принцессы Метте-Марит за несколько лет до ее свадьбы с наследником престола. Фигура матери — кажется, ключевое звено в этом деле, тем более что она крайне нестандартна даже по меркам современных монархий.
Метте-Марит родилась в самой обычной семье на юге Норвегии, окончила только школу и подготовительные курсы при университете. Сообщается, что еще подростком она начала принимать алкоголь и наркотики —а первенца родила даже не от своего бойфренда тех времен Джона Огнби (который, кстати, был старше ее на пятнадцать лет), а от его друга Мортена Борга, одного из первых осужденных за сбыт кокаина в Норвегии. В январе 1997-го, когда Мариус появился на свет, его папа снова сидел в тюрьме, а обманутый Огнби бегал за Метте-Марит с ножом по улицам Лиллестрёма.
Молодая мать работала официанткой, в том числе на музыкальных фестивалях, где и познакомилась с принцем. Самое интересное, что, по некоторым данным (в частности, факт упоминается в книге Петера Конради Great Survivors), Метте-Марит впервые представили принцу общие друзья еще в 1996-м, до рождения Мариуса, — а вот их отношения начались не раньше 1999-го.
История Золушки не умилила норвежцев, а повергла в шок: больше всего удивлял, как ни странно, тот факт, что наследник престола встречается с матерью-одиночкой. Позже ей припомнят и связь с криминальными элементами, и употребление наркотиков. По совету короля Харальда в 2000 году Метте-Марит, еще тогда Хёйби, дала пресс-конференцию, на которой признала ошибки прошлого и, мягко говоря, сложную биографию. Она всерьез занялась образованием и даже получила степень магистра в области менеджмента — правда, только к 2012 году и, как пишет норвежская пресса, с огромным трудом.
Принц Хокон пригрозил отречься от престола, если ему не разрешат жениться на любимой, так что в 2001 году бракосочетание все же состоялось. Среди гостей на свадьбе был и отец Мариуса Мортен Борг — тот самый осужденный за сбыт кокаина. В 2004 году он и сам женился на модели Селин Мактаби, дочери продавца персидских ковров, а сегодня ведет тихую жизнь финансового аналитика и никак не комментирует отношения с кронпринцессой.
А вот Мариуса будто сразу вынесли за скобки: Метте-Марит сознательно сократила публичность сына, всюду и всегда подчеркивая, что он — частное лицо. И хотя утверждается, что Хокон всегда относился к нему как к родному, а обожаемый народом король чуть ли не сам нянчился с малышом, Мариус не мог не чувствовать себя изгоем монархической династии. Пресса, близкая к короне, призывала обратить внимание на странное положение пасынка:
«Он [кронпринц Хокон – прим. ред.] тогда поднял этого милого, невинного мальчика и представил его норвежскому народу. Он стал приемным отцом и хотел, чтобы Мариус стал частью семьи. Но при этом они не дали Мариусу никаких титулов и никакой роли. Так что у него была довольно странное положение в семье: он был ее важной частью, но при этом к ней не относился», — вспоминает журналистка Туве Таалесен, которая несколько лет работала в королевском дворце.
Сестра короля Харальда принцесса Рагнхильд говорила в документальном фильме 2004 года: «Мне ужасно жаль ее сына. Когда у них появится ребенок, бедный Мариус окажется никем. Ему шесть лет, но он уже поймет, что между ними есть разница». Не отставали и родственники по матери: Свен О. Хёйби также публично заявлял, что внуку следовало бы дать титул принца, чтобы он не чувствовал себя человеком «второго сорта» и не стал объектом травли.
Но ничего этого не случилось. К Мариусу приросли титулы «почти-принц» и «бумажный принц» — а по мере того, как он рос и становился более проблемным, накалялись и отношения с прессой.
В прошлом году финансовое благополучие Мариуса пошатнулось: почти все деньги ушли на адвокатов, чтобы изъять из продажи книгу-расследование «Белые полосы, черные овцы». Среди прочего, в ней утверждается, что Хёйби продавал кокаин в Осло на улице Карла Юхана — в конце этой улице расположен дворец. Также, по словам авторов, Метте-Марит была предупреждена о первом аресте сына, поэтому заранее сломала его телефон и удалила из него всю опасную информацию. Девушки Мариуса пытались связаться с Метте-Марит и рассказать о насилии, которое он проявляет, — но принцесса игнорировала их сообщения.
Когда это началось? Что ж, до 2012 года он был скорее объектом жалости, «бедным малышом Мариусом». Его первый скандал связан с соцсетями: сын принцессы начал вести Instagram, где делился фотографиями семейных путешествий, оставляя на фото GPS-метки — то есть подписчики могли буквально отслеживать, где находится королевская семья прямо сейчас.
Дальше — хуже. Мариус так и не окончил среднюю школу и не получил высшего образования. Зато с восемнадцати лет ходил на шикарные вечеринки, его видели даже в компании Джастина Бибера. Такой образ жизни скорее осуждался, но вяло, принимая во внимание юный возраст. Кроме того, сын принцессы интересовался модой и даже проходил стажировку у Филиппа Плейна, а потом стал фешн-редактором в британском журнале Tempus. Тут-то и случился первый международный скандал: то ли Мариус воспользовался служебным положением, то ли корректор допустил ошибку, но на страницах светской хроники того же Tempus его назвали «принцем». Этого норвежская пресса стерпеть не смогла и сразу указала Мариусу его место. В 2018 году издание закрылось.
Кажется, с этого момента всё пошло по наклонной. Новой работы или попыток ее найти больше не было — вместо этого в жизнь Мариуса пришли наркотики. Личная жизнь тоже изменилась: если в 2016–2017 у Мариуса были вполне благопристойный роман с наследницей миллионера Линн-Хеленой Нильсен, то с 2022 года он будто и вовсе забывает свою связь с истеблишментом и начинает встречаться со звездой реалити «Остров любви» Норой Хаукланд. Пара жила на территории резиденции кронпринца Скаугум — что, конечно, не добавило Мариусу народной любви. Таблоиды писали о его вспышках агрессии и обсуждали посты в соцсетях, а также расходы, значительно превышающие королевское жалование.
Резкий перелом случился в 2024 году: «королевский пасынок», как его теперь называли, попал на страницы криминальной, а не светской хроники. На обложке газеты Se og Hør за август 2024-го — фотографии комнаты Норы с подписью «Вот где нож воткнулся в стену: Мариус разгромил спальню подруг». Тогда же Хёйби впервые арестовали.
Осенью полиция начала расследование, и к делу подключились другие потерпевшие, которые дали показания о насилии и угрозах со стороны Мариуса. Кроме того, на изъятых цифровых устройствах были найдены снятые им фотографии и видео обнаженных женщин — в том числе спящих и находящихся без сознания.
С той самой конференции в 2000 году Метте-Марит избрала позицию откровенности — и придерживается этой стратегии и до сих пор. Например, на пресс-конференции в 2014 году она призналась, что ее отец был алкоголиком, а в 2018 году открыто рассказала о своей болезни — фиброзе легких.
В прессе подчеркивается, что Метте-Марит принимает живое участие в судьбе сына. Наверное, это и правда так. В новых документах по делу Эпштейна имя принцессы упоминается более тысячи раз, тон ее сообщений — нежнейший. В частности, по поводу Мариуса в 2013 году она спрашивает совета: «Разве неуместно, чтобы мать предложила использовать изображение двух обнаженных женщин, несущих доску для серфинга, в качестве обоев для комнаты моего 15-летнего сына?» «Пусть он сам решает. Матери вмешиваться не следует», — отвечает Эпштейн.
Узнав, что Эпштейн ищет жену во Франции, она замечает: «Париж хорош для измен. Скандинавки — лучшие кандидатки в жены. Но что я знаю?» Кроме того, выяснилось, что в январе 2013 года она провела четыре дня в доме Эпштейна в Палм-Бич, Майами (в это время самого бизнесмена там не было). Двумя годами раньше, в 2011 году советник Билла Гейтса Борис Николич называет в переписке кронпринцессу «извращенкой» и спрашивает, согласилась ли Метте-Марит выносить Эпштейну ребенка.
Метте-Марит уже принесла публике извинения: «Я глубоко сожалею о том, что вообще имела с ним какие-либо контакты. Это просто стыдно». Информационный менеджер Двора Гури Варпе заявила, что принцесса не знала о криминальном прошлом Эпштейна.
Есть одно «но». В письме 2011 года Метте-Марит пишет Эпштейну: «Я поискала информацию о тебе в Google после нашего общения. Согласна, что выглядит не очень хорошо». Напомним, к 2011 году Эпштейн уже был приговорен к 13 месяцам тюремного заключения за сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Однако Метте-Марит как ни в чем не бывало продолжила общение. «Я скучаю по тебе, мой сумасшедший друг», — пишет она спустя два года.
В целом образ Метте-Марит в Норвегии — своеобразный символ второго шанса. Но чем дальше, тем меньше симпатии испытывают к своей принцессе даже простые норвежцы. В международной прессе ее уже сравнивают с другой «ММ» — Меган Маркл — и язвительно пишут, что «от осинки не родятся апельсинки». А некоторые и вовсе считают, что арест Мариуса произошел с согласия Метте-Марит, чтобы отвлечь внимание от нового скандала по делу Эпштейна.
Из десятков преступлений, в которых обвиняют Мариуса, несколько совершено за рубежом. Много шума наделало берлинское дело: Хёйби провел в столице Германии шесть дней в ноябре 2023 года. Он и четыре подруги сняли жилье с клубом KitKatClub, который называют «Диснейлендом для извращенцев». Компания посетила клуб трижды, а затем в отеле Park Inn Мариус совершил насилие над одной из девушек, снимая процесс на видео.
Весь «послужной список» Мариуса тянет на десятки лет за решеткой.
3 февраля прошло первое заседание по делу. Полиция показала потерпевшей (ее имя не раскрывается) видеозаписи с телефона Мариуса, на которых он совершает в отношении нее сексуальное насилие. Давая показания, она заявила, что ей могли подмешать наркотики.
Хёйби не признает вину в изнасиловании, но частично признает обвинения в нарушении запретительного судебного приказа, преступлениях, связанных с наркотиками, угрозах и нарушениях правил дорожного движения.
«Я не помню, чтобы я снимал, но вроде как сексом мы занимались полностью в сознании и [обоюдному] желанию. Но я и про секс особо ничего не помню», — цитирует его ответ в суде 3 февраля агентство AFP.
Снимать подсудимого нельзя — и будет нельзя все семь месяцев, пока идет процесс. Корреспонденты выходят из ситуации с помощью зарисовок из зала суда.
Процесс над Мариусом — финальный аккорд кризиса норвежской монархии. Если женитьбу наследного принца Хокона на официантке публика смогла простить и даже где-то восхититься, то его сестре Марте Луизе повезло меньше. В 2024 году она вышла замуж за шамана Дерека (сам себя он называет Дуреком) Веретта — продавца «медальонов от ковида», который заявлял, что может переписывать ДНК. Марта Луиза давно интересовалась эзотерикой и даже открывала свою «школу ангелов», а с Вереттом и вовсе развернула серьезный бизнес: пара ездила по миру с духовными семинарами «Принцесса и шаман».
Отношения с шаманом начались в 2019 году, а уже в 2022-м королю Харальду все это надоело — особенно заявления будущего зятя о том, что дети сами выбирают быть больными и другой антинаучный бред. Марте Луизе запретили использовать титул в коммерческих целях и сняли с нее официальные обязанности. Казалось бы, историю замяли — но в сентябре прошлого года Netflix выпустил документальный фильм Rebel Royals: An Unlikely Love Story, в котором, помимо всего прочего, Дерек обвиняет дворец в расизме. В трейлере он печально говорит: «Быть первым чернокожим мужчиной, который вошел в королевскую семью Европы, очень непросто». Фильм нарушает договоренности, согласно которым королевское происхождение Марии Луизы не должно эксплуатироваться в коммерческих целях, включая медиапродакшн.
Теперь к ответу призывают Метте-Маритт: и за дружбу с Эпштейном, и за воспитание сына. В зале заседания члены королевской семьи не появляются — это, как говорят норвежские журналисты, сочтут давлением на судью. Похоже, этого кронпринцесса боится больше всего — ее единственный комментарий по делу: «Суд пусть решает дело так, как считает нужным». Даже отчим Хокон был теплее: «Конечно, мы его любим, он важная часть нашей семьи. Мы о нем беспокоимся».
Норвежская монархия — крайне демократичная и по британским меркам даже чересчур «расслабленная». Принцип «все равны перед законом» здесь главный, повторяется и подчеркивается регулярно. Например, та же Метте-Марит нуждается в пересадке легких, но ждать ее будет в общей очереди, где больше тридцати больных.
Голосование об упразднении монархии проводится почти в каждом созыве норвежского парламента с 1968 года. Очередной такой законопроект рассматривался именно во вторник, когда суд начал рассматривать дело Мариуса. Он снова был отклонен: никто в Норвегии не ждет, что государственный строй изменится, по крайней мере, пока жив король Харальд V. Но недовольство наследниками растет:
«Хокон — главнокомандующий армии. Как он будет управлять военными, если даже дома навести порядок не может?» — спрашивает молодой норвежец в репортаже France 24 из Осло.
Как сообщают СМИ, дети кронпары Ингрид Александра и Сверре Магнус покинули Норвегию на этой неделе. Метте-Марит и Хокон остаются в стране.
Работа Устины Яковлевой. Новая выставка галереи Artwin, открывшаяся в лондонском пространстве No.9 Cork Street, — это поэтическое размышление о…
Valentino HAUTE COUTURE, SPRING-SUMMER '26. Как продолжать делать кутюр, когда мир в огне, — тема,…
Александр Цымбалюк (князь Гремин), Рузан Манташян (Татьяна) и Борис Пинхасович (Евгений Онегин). Фото: GUERGANA DAMIANOVA…
Дина Верни. Фото: Pierre Jamet. Женщина — это голос. У Дины Верни было роскошное меццо-сопрано.…
Реда Катеб в роли Чеслава Боярского. Кадр из фильма «Дело Боярского» Жан-Поля Саломе. На самом…
Это пять непохожих друг на друга фильмов и пять непохожих друг на друга режиссеров, но после финальных титров у вас…