Люди

Врач-пульмонолог: «Каждый день я провожу с больными, поэтому вирус мне не страшен»

16.01.2021Мария Кулик

Елена Карнович — врач-пульмонолог из Лондона. Бороться с пандемией коронавируса она начала еще весной. Сегодня Елена продолжает помогать своим пациентам с COVID-19 и уверяет, что медикам можно помочь лишь одним способом: начать, наконец, прислушиваться к своему организму и заботиться о нем.

— Почему вы решили стать врачом?

— Я родилась в семье медиков. Мама всю жизнь проработала в больнице, и, поскольку сидеть со мной было некому, там прошло все мое детство. Когда настало время поступать в университет, я решила пойти в медицинский — о другой профессии даже не задумывалась. Сначала получила диплом в родном Владивостоке, ординатуру окончила уже в Петербурге, а в Великобританию переехала в 2000-м и спустя два года стала работать. Начинала как младший врач, со временем доросла до консультанта и вот уже восемь лет я работаю в Croydon University Hospital, где специализируюсь по острым патологиям и болезням легких. 

— Что сейчас происходит в больницах? Правда ли, что отделения и реанимации переполнены?

— Да, больницы действительно переполнены. В коридоры, слава богу, пациентов еще не начали класть, но отделения и правда забиты под завязку. Врачам даже приходится начинать осмотр прямо в машинах скорой помощи, поскольку людей просто некуда «разгружать». Как только в здании освобождается койка, на нее сразу же отправляют больного.

К примеру, у нас есть 600 мест, и 300 из них заполнены пациентами с коронавирусом. Такие больные уже лежат и в амбулаторных, и в реабилитационных отделениях. Однако, несмотря на то что пациентов сейчас поступает очень много, большинство из них выздоравливают, и это не может не радовать. У меня даже был больной с онкологией, который смог победить COVID-19. Получается, что главное — это желание жить. 

— Изменилось ли что-то по сравнению с ситуацией, которая наблюдалась весной?

Сейчас мы начали применять более системный подход к лечению. К примеру, сегодня врачи уже знают, что коронавирус может вызывать микротромбозы в сосудах, поэтому больным прописываются противотромбозные препараты (антикоагулянты). Если весной мы делали акцент на поддержание больных, то теперь мы работаем по более отработанной схеме, поскольку понимаем вирус лучше.

Кроме того, некоторых больных могут выбрать для научных исследований. С их согласия, конечно. Врачи смотрят, как поведет себя то или иное лекарство на одном пациенте и на другом.  

— По вашему мнению, новый локдаун поможет нам побороть вирус?

— Сегодня власти действительно стараются ограничить контакты между людьми и, на мой взгляд, правильно делают. Вот, к примеру, на Рождество одна моя знакомая, которая болела коронавирусом в бессимптомной форме, поехала к своим родителям и заразила маму. Благо, ей удалось вылечиться, но все же лучше было бы избежать такого контакта. С другой стороны, из-за пандемии и локдауна многие остались без работы: кого-то сократили, а у кого-то и вовсе рухнул собственный бизнес. Все это не может не отражаться на психологическом состоянии. Нельзя забывать о том, что стресс очень негативно влияет на иммунную систему человека, которая играет важнейшую роль в борьбе с коронавирусом. 

— У многих есть надежда на то, что и вакцинация сыграет свою роль — остановит распространение вируса. Врачам уже сделали прививки?

— Сейчас прививки в первую очередь делают не только врачам, но и персоналу больницы. К примеру, уборщикам, которые моют полы, и носильщикам, которые перемещают пациентов между отделениями. Поскольку они тоже близко контактируют с больными, им необходимо вакцинироваться. Все происходит, конечно, по желанию. Параллельно с работниками больниц вакцинируют людей в возрасте старше 70—80 лет, поскольку они в группе риска. Им звонят из NHS, назначают день и время прививки. Далее придет очередь более молодых, но опять же, вакцинировать будут сначала тех, кто в группе риска: людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом или ожирением. К примеру, на прошлой неделе меня направили к больной, которая тяжело переносит COVID-19, а ей всего 45 лет. Казалось бы, почему так? Когда я увидела ее, то все стало ясно. Женщина весит 160 килограммов, и ее организму сложно справляться с таким заболеванием.

Кстати, говоря о реакции на вакцинацию, стоит отметить, что первое время у пациентов часто болит рука, но это быстро проходит. Также после прививки может повыситься температура, которая держится максимум один или два дня. Еще наблюдается ломота, но она тоже быстро проходит. Не верьте историям об обмороках и смерти после вакцинации. Как по мне, это просто страшилки. Если кто и начинает болеть после прививки, то это те, у кого перед вакцинацией уже был положительный тест. В таких случаях я рекомендую запастись витамином С и парацетамолом, которые способны быстро поставить на ноги.

— Нужно ли как-то дополнительно готовиться к вакцинации?

— Никакой специальной подготовки не требуется. Единственное, что я могу посоветовать, — укрепляйте иммунитет. Не забывайте про здоровое питание, витамины и спорт. Постарайтесь исключить из своего рациона алкоголь, который снижает иммунитет. Мойте руки и носите маски, ведь именно они защищают рот и нос, а точнее, слизистую, которая берет на себя роль защитника организма. Дело в том, что на ней содержатся активные бактерии, которые борются с различными вирусами. Правильное питание и витамины помогают избежать дисбаланса бактерий и формируют здоровую слизистую оболочку гортани, кишечника и легких.

На мой взгляд, проблема не в вирусе, а в человеке, потому что сегодня он метаболически нездоров. Фастфуд, еда «из пакетиков», шоколадки, разные таблетки и антибиотики — все это очень негативно влияет на слизистую, оставляя ее без активных бактерий, а иммунную систему — без почвы для работы. Начните заботиться о своем организме, и тогда вирус будет не страшен.

— А вы сами прививались?

— Нет, я не прививалась, потому что у меня уже есть антитела. Тут важно понимать, что вакцина — это ослабленная версия вируса, которая, попадая в организм человека, помогает ему самостоятельно выработать к нему иммунитет. Плюс, я каждый день контактирую с больными, поэтому мне не страшно. Я обнимаю своих пациентов и всячески поддерживаю. Вы даже не представляете, как им хочется, чтобы с ними кто-нибудь поговорил и сказал, что все будет хорошо. Родственников к ним не пускают, а медсестрам и уборщицам некогда тратить время на разговоры, ведь у них полно работы.

Самое страшное для меня — это сообщать о смерти пациента родным. Если раньше врач понимал, что больному жить осталось недолго, его близких об этом оповещали, и поэтому у них был шанс провести с ним последние минуты. Сегодня посетителей пускают только к умирающим пациентам и лишь на 15 минут, не больше. Прийти может только один человек. И именно врач, в случае смерти больного, сообщает его родственникам трагическую новость.

— Чего сейчас не хватает в больницах?

— Не хватает персонала. Сейчас я бы очень хотела, чтобы люди прислушались к своему организму и начали укреплять иммунную систему. Врачам действительно тяжело, но если вы начнете заботиться о себе, нам станет гораздо легче!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: