Знаете ли вы, кто был первым западным модельером, официально показавшим свои коллекции в СССР? Мы теперь знаем. Кристиан Диор. В 1959 году он привез свое шоу в Москву. Показы шли три дня (трижды в день!), и на них пришло 12000 человек! И это меньше половины от всех желающих. Аншлаг был невероятный. А еще говорят, что советским женщинам было не до красивых платьев.
Писательница, историк моды, радиоведущая, преподаватель Лондонского колледжа дизайна Amber Jane Butchart доказала вчера обратное. Она выступила в галерее GRAD с небольшой лекцией о том, как развивалась мода в условиях главного вызова: отсутствия в стране капитализма. Короткими штрихами — от 1920-х до 1970-х годов. От сарафанов и платков, повязанных в разные стороны (вперед — для крестьянок, назад — для работниц) до дома моделей Славы Зацйева.
Будучи британкой, Amber Jane вряд ли слышала такое слово как «дефицит», но суть его передала верно: все самое красивое продавалось на черном рынке, а то, что попадало в магазины, к настоящей моде имело примерно то же отношение, что деревянная повозка — к мерседесу. Впрочем, русские женщины не сдавались. Заказывали платья в ателье, дружили со «спекулянтами», перерисовывали выкройки из журналов (до появления журнала Burda распространявшихся, как правило, не легально).
Впрочем, еще в 1950-х в СССР выходили журналы мод. И некоторые модели платьев, показанные в них, действительно были по-европейски актуальными и действительно выпускались. Но… в единственном экземпляре. Мода была таким же фасадом, как и многие другие аспекты советской жизни. Официально она присутствовала, но по факту, женщинам приходилось носить однообразные и унылые вещи.
Хотя в эпоху космических достижений CCCР старались и в области моды не отставать! Посмотрите, например, на эту фотографию. На ней советская модель Мила Романовская, одетая в костюм из нейлона, на выставке советских достижений в лондонском Earl’s Court (1968). Ничем не хуже Твигги (и Гагарина!).
А парня на этой фотографии узнаете?
Это Слава Зайцев — первый российский модельер «на экспорт». Его фольклорные мотивы пользовались популярностью на Западе особенно во времена перестройки.