Буквально бегом, между суетой лондонской жизни и межконтинентальными полетами, я заскочил на выставку Александра Маккуина в Victoria&Albert Museum по давно купленному билету. И хотя я абсолютно далек от мира моды, не пожалел ни секунды.
Уже с первого зала, где выставлены дипломные работы модельера, начинает преследовать ощущение, что манекены в костюмах намного живее людей, которые на них ходят и смотрят.
В случае Маккуина живые модели вообще только портят совершенство формы, отвлекают от величия замысла.
Люди вторичны по отношению к тому, что они надевают. В пространстве выставки доминируют манекены, а люди это не более чем временная одежда костюмов.
Самое частое слово в цитатах Маккуина – это perversion. Впрочем, вспоминается, как Бродский говорил, что эстетика всегда первичнее этики. Разве такая красота может быть извращением?
Или, может быть, суть красоты и есть в отклонении от будничной нормы?
Миры Маккуина – это невероятное богатство безумной, бесконечно талантливой фантазии. То, что начинается как викторианское торжество духов Джека Потрошителя (Маккуин говорит, что для него источником вдохновения был Ист Энд и, в частности, Брик Лейн), переходит в мир БДСМ и фетиша, где ткани смешались с кожей, перьями и человеческими волосами, дальше вас встречают африканские звериные костюмы охотников и жертв; еще один порог — и в новой комнате утонченная извращенность японских мотивов. Наконец — пышная, но при этом не от мира сего роскошь барочного бала в алмазах Сваровски.
Организаторам выставки, безусловно, удалось создать уникальное пространство. Каждая комната-коллекция это отдельный мир, со своими музыкой, светом и внутренней логикой. На выставке также немало инновационных решений. Кейт Мосс превращается в духа при помощи голограммы, манекены появляются из зеркальной клетки и в ней же растворяются. Наконец, одна из последних комнат – уникальная табакерка, где насыщенность костюмов, цветов, образов вперемежку с экранами, на которых демонстрируются показы коллекций модельера, вызывает головокружение, перенасыщенную клаустрофобию, которая при этом захватывает и не дает покинуть этот куб.
Удивительно талантливо сделаны манекены на выставке, и особенно их лица — например, кожаные маски с молнией вместо рта. Когда я проходил по залам, то останавливался и представлял себе, как ночью манекены сходят с пьедесталов и устраивают балы… Впрочем, быстро начинаешь понимать, что творения Маккуина не совсем про ночные балы и даже не про закрытые вечеринки в альтернативных пространствах, где норма уступает место эстетике. Нет!
В какой-то момент, устав от бесконечного потока посетителей, манекены в костюмах Мастера спустятся со своих возвышений и начнут убивать зрителей.
А потом, прошуршав платьями, перьями и человеческими волосами сквозь мраморные залы музея, выйдут в город, чтобы разгромить повседневность, утопить город в океане крови и разврата, и навсегда закрепить торжество эстетики над этикой.
p.s. Предварительная продажа билетов на выставку закончилась, но каждое утро до 2 августа в продажу поступают около 200 билетов на конкретный день, так что шанс попасть на выставку еще есть. Адрес >>>
Текст: Григорий Асмолов