Собираясь на октябрьский Smart Forum в Берлине, я, честно говоря, думала, что это отличный повод завершить культпрограмму. Сходить туда, куда не успела в предыдущий приезд. Пергамон, Шарлоттенбург, Рейхстаг — что там еще предлагают путеводители? В итоге… Ну, что я могу сказать. Влюбившись в город бесповоротно и окончательно, я поняла, что Берлин — совсем не про списки и не про «успеть все и сразу». Он — про возможность три часа бесцельно слоняться по Arkonaplatz, выбирая очки в винтажной оправе, и полтора часа обедать сосиской-гриль, запивая ее розе на субботнем, залитом солнцем, рынке. И пусть весь мир подождет.
Берлин — столица какая-то странная. Неформатная. Нестоличная. Есть разве вторая такая — с ценами на недвижимость ниже, чем в других городах страны? И с ценами на продукты тоже. По размерам, Берлин больше Москвы и рассчитан на 12 миллионов человек. Сегодня в нем живут три с половиной миллиона. Поэтому там физически много места. На улицах легко дышится, в метро никто не толкает локтями. И никого не удивляют 300 тысяч русских, которые, согласно неофициальной статистике, выбрали Берлин своим новым домом.
Smart Forum, который в арт-пространстве «Культурбрауэрай» организовали рекламисты Андрей и Лина Амлинские, проводился для соотечественников — хотя это, на мой взгляд, какое-то неуклюжее слово, отдающее советской казенщиной. Скорее, «единомышленников» — хочется уточнить. Общее отечество — далеко не всегда главный объединяющий фактор. Прожив за границей почти семь лет, я понимаю, что с бородатым испанским фотографом, подторговывающим по воскресеньям на уличном рынке паэльей, у меня лично куда больше общего, чем с затянутыми в узкие юбки красавицами, томно растягивающими русские слова. Нащупать «своих», создать атмосферу куда сложнее, чем объявить форум «русским» и вращаться вокруг набивших оскомину тем.
В Берлине с этим здорово получилось. Никакой пошлости и валенок с самоварами. Сильные международные спикеры и темы лекций, с одной стороны, отвечающие на ряд конкретных вопросов (как получить вид на жительство, открыть ресторан, не облажаться с покупкой жилья и прочее), а с другой — задающие направление мыслей о том, как, собственно, дальше жить и вести свой бизнес, не оставшись на периферии прогресса.
Австрийский режиссер, известный клипмейкер Фридрих Флидер рассказал о воздействии медиа и технологий на общественное сознание. Пока мы все сидим в своих уютненьких ноутбуках, страны всего мира тратят миллиарды на развитие технологий, позволяющих контролировать каждый шаг человека, раскладывать его жизнь по папкам. Нашу ежедневную деятельность уже сегодня могут отслеживать не только камеры наблюдения и интернет, но и «умные» кроссовки, футболки, «умные» дома, мебель, дороги, автомобили. То, что звучало раньше, как сценарий фантастических фильмов, становится (во многом уже стало) реальностью, и следующий вопрос лишь в том, кто эту реальность начнет контролировать: государство, корпорации, общество?
Берлинский фотограф Рути Зунц рассказала о своем уникальном арт-проекте, попытавшемся объединить Израиль и Палестину. Она снимала портреты людей и уличные сценки в обеих странах, и эти работы с помощью проекторов транслировались на разделительном барьере с обеих сторон. Главное в фотографиях то, что не всегда возможно на них понять, в какой из стран они сделаны — настолько похожи лица, эмоции, настроения. Деньги на этот сложный проект Рути получала от Европейской комиссии, Израиля и Берлина. Главное, призналась она, было правильно оформить заявку и добиться личных аудиенций. Это — к слову о том, как и на какие деньги жить и работать современному художнику в Берлине.
Впрочем, к художникам Берлин настроен достаточно благосклонно. Доказав минимальную платежеспособность и то, что работы ваши могут в будущем продаваться, здесь можно получить вид на жительство — в отличие от большинства других европейских стран, которым художники «без имени» часто неинтересны.
Среди российских кейсов, представленных на Smart Forum, меня лично больше всего вдохновил лагерь «Камчатка», который представил Филипп Бахтин (мой безусловный, кстати, кумир в те времена, когда он был главредом «Эсквайра» — лучшего тогда журнала на русском языке). Сегодня под его руководством сотни подростков отправляются на маленький остров в Эстонии, чтобы с утра до вечера снимать фильмы, ставить спектакли, делать перформансы, рисовать мультфильмы — бок о бок с известными актерами, журналистами, режиссерами. В лагере раньше можно было не спать всю ночь. Потом официальный отбой все же ввели — в 4 утра. И с тех пор, говорят, дети, без всяких на то указок, сами начали ценить сон: «Хм, а что-то в нем все же есть!» Про Бахтина и его «Камчатку» мы скоро еще услышим — детям из русско-английских семей проект тоже рад.
Голландец Йорис Ван Вельзен на идеальном русском языке рассказал про создание бренда «Wostok» — альтернативной колы, ставшей популярной как среди гурманов (из-за добавленного вкуса розмарина), так и среди протестных групп, отказывающихся поддерживать крупные корпорации. Сила вкуса и сила брендинга — понятное, вроде бы, сочетание, за которым скрывается огромное количество подводных камней. Йорис рассказал почти обо всех. На следующий день большинство слушателей Smart Forum пришли с бутылочками «Wostok’a» в руках — и чтобы поддержать, и потому, что реально вкусно.
Закрыл форум Андрей Амлинский — человек-легенда рекламного мира России, бывший креативный директор BBDO, не только остро чувствующий, но и предвосхищающий разные мировые тренды (об этом было наше интервью с ним, почитайте). Последним роликом, показанным посетителям, был прогремевший недавно мини-фильм про первые поцелуи незнакомых людей. Новая искренность как новый тренд.
После этого все отправились в соседнюю мастерскую к художникам Дмитрию Врубелю и Виктории Тимофеевой (там как раз открылась новая экспозиция про классиков и российскую гопоту), а потом — по ночным барам Берлина. Как крупной части социокультурного пространства города.
Да, кстати. Рассказ про силу идеи на Smart Forum достался мне, как главному редактору Russian Gap. Я постаралась поделиться мыслями о том, как можно объединить людей с помощью медиа, и где на это медиа взять денег и сил. «А не пойти ли вам на Берлин?» — звучали вопросы позже. Я скромно пожимала плечами, хотя и сама сейчас думаю, что пойти. Во всяком случае, на следующий форум, который будет в апреле, точно поехать. Мне кажется, я по Берлину уже соскучилась. #SmartForum
Текст и фото: Катерина Никитина
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…