«Strange and Familiar» — выставка, которую лучше не пропускать. Особенно, если вы живете в Британии и хотите почувствовать динамику этой страны, понять ее культуру и историю,— но не из учебников и документальных передач, а через бытовые, настоящие моменты жизни, выхваченные талантливыми фотографами. Здесь все: падения и взлеты, богатство и нищета, радость и боль, разочарования и триумфы.
Тысячи фотоснимков, расположенные на двух этажах галереи Barbican, показывают Королевство глазами иностранных фотографов. Как говорится в описании выставки, это истории о том, как происходила трансформация Великобритании — через империю и ее коллапс, к межкультурному и межнациональному обществу.
Жанр почти у всех фотографий один — «стрит-фото», то есть непостановочные уличные сценки, спонтанные портреты жителей городов (есть и фотографии в интерьерах, впрочем, и архитектурные зарисовки, что не меняет сути выставки). Однако и угол зрения, и подход к этому жанру у всех представленных фотографов совершенно разный. Начиная от самого «классического классика» стрит-фотографии, француза Анри Картье-Брессона (который представлен на выставке, в том числе, известной серией фотозарисовок с коронации короля Георга VI), заканчивая гипер-реализмом Брюса Гилдена, помещающего лица современных городских жителей не самых привилегированных социальных слоев на огромный формат — так, что каждый заходящий в зал фотографа выдыхает (иногда нецензурно): «Вау!»
![Henri Cartier-Bresson. Coronation of George VI. 12th May, 1937](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/PAR18369-1024x679.jpg)
Henri Cartier-Bresson. Coronation of George VI. 12th May, 1937
![Bruce Gilden. Фотографии с выставки](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/Trendstop-Strange-and-Familiar-at-the-Barbican-003-1024x683.jpg)
Bruce Gilden. Фотографии с выставки
Одним из представленных в «Барбикане» фотографов стала Эдит Тюдор Харт. Австрийка по рождению, она была арестована в родной стране за еврейское происхождение и коммунистические взгляды, которые она откровенно выражала в своих фотоснимках. Избежать тюремного заключения удалось, выйдя в 1933 году замуж за английского врача и вместе с новой фамилией получив британское гражданство. Как выяснилось в дальнейшем, Эдит уже в юном возрасте была завербована агентами Коминтерна и с 1926 года работала на советскую разведку. Во время войны она передавала в Москву донесения австрийского физика Энгельберта Брода, занимавшегося в Британии атомными разработками. В Англии Эдит несколько раз допрашивали, но ни разу не арестовывали. После войны она открыла в Брайтоне антикварный магазин и умерла от рака в возрасте 64 лет. На ее снимках видно возмущение социальным неравенством, царившим в до- и послевоенной Британии, а героями ее снимков часто становится английский рабочий класс, вынужденный, несмотря на тяжелый труд, жить в тесноте и нищите.
- Edith Tudor-Hart. A child stares into a Whitechapel bakery window, 1935
- Edith Tudor-Hart. Ultraviolet light treatment for children with rickets in a south London hospital, 1935
![Edith Tudor-Hart. Gee Street, Finsbury, London, 1936](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/1b79f12b7c6cdbb131b51a2bae4463def3047b9e_840.jpg)
Edith Tudor-Hart. Gee Street, Finsbury, London, 1936
Социальное направление на выставке представлено также работами Пола Странда — американца, закрепившего за собой звание одного из первых фотографов, сделавших фотографию искусством. На его снимках — портреты крестьян с маленького шотландского острова South Uist: лица, руки, детали быта.
![Paul Strand. Hands. 1954](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/Unknown.png)
Paul Strand. Hands. 1954
Сержио Ларрейн — фотограф из Чили, входивший в известную группу Magnum. На его фотографиях Лондон становится сюрреалистичным, загадочным, «strange» and «familiar». Еще один член агентства Magnum Photos — американец Брюс Дэвидсон. Он прославился серией работ о бандах Нью-Йоркского Гарлема, но не менее выразительные фотографии, оказывается, успел сделать и в Англии («Девочку с котенком», уверена, многие из вас уже видели — эта фотография действительно гипнотизирует).
- Sergio Larrain’ pictures
![Bruce Davidson. Girl with Kitten. London, 1960](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/Bruce-Davidson-Girl-with-kitten-London-1960.jpg)
Bruce Davidson. Girl with Kitten. London, 1960
Из более современных фотографов нельзя не заметить француза Раймонда Депардона, который в 1980 году снимал по заказу «Sunday Times» улицы Глазго, но его фотографии оказались настолько далеки от ожиданий редакторов, что опубликованы не были.
![Raymond Depardon. Glasgow, 1980](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/852598-rolls-photo-raymond-depardon-magnum-1024x683.jpg)
Raymond Depardon. Glasgow, 1980
![depardon1](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/depardon1-1024x689.jpg)
Raymond Depardon. Glasgow, 1980
![Glasgow_ecosse_1980](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2016/03/Glasgow_ecosse_1980-1024x676.jpg)
Raymond Depardon. Glasgow, 1980
Подборка имен на выставке действительно уникальна. Что, впрочем, не удивительно, учитывая, что подбирал их Мартин Парр — один из самых известных и необычных британских фотографов современности. «Strange and Familiar» будет интересна даже для тех, кто не интересуется фотографией, а для каждого, кто хоть когда-то брал в руки камеру, она просто обязательна к посещению. До 19 июня в Barbican. Подробности и заказ билетов >>>
Текст: Катерина Никитина