«Strange and Familiar» — выставка, которую лучше не пропускать. Особенно, если вы живете в Британии и хотите почувствовать динамику этой страны, понять ее культуру и историю,— но не из учебников и документальных передач, а через бытовые, настоящие моменты жизни, выхваченные талантливыми фотографами. Здесь все: падения и взлеты, богатство и нищета, радость и боль, разочарования и триумфы.
Тысячи фотоснимков, расположенные на двух этажах галереи Barbican, показывают Королевство глазами иностранных фотографов. Как говорится в описании выставки, это истории о том, как происходила трансформация Великобритании — через империю и ее коллапс, к межкультурному и межнациональному обществу.
Жанр почти у всех фотографий один — «стрит-фото», то есть непостановочные уличные сценки, спонтанные портреты жителей городов (есть и фотографии в интерьерах, впрочем, и архитектурные зарисовки, что не меняет сути выставки). Однако и угол зрения, и подход к этому жанру у всех представленных фотографов совершенно разный. Начиная от самого «классического классика» стрит-фотографии, француза Анри Картье-Брессона (который представлен на выставке, в том числе, известной серией фотозарисовок с коронации короля Георга VI), заканчивая гипер-реализмом Брюса Гилдена, помещающего лица современных городских жителей не самых привилегированных социальных слоев на огромный формат — так, что каждый заходящий в зал фотографа выдыхает (иногда нецензурно): «Вау!»
Одним из представленных в «Барбикане» фотографов стала Эдит Тюдор Харт. Австрийка по рождению, она была арестована в родной стране за еврейское происхождение и коммунистические взгляды, которые она откровенно выражала в своих фотоснимках. Избежать тюремного заключения удалось, выйдя в 1933 году замуж за английского врача и вместе с новой фамилией получив британское гражданство. Как выяснилось в дальнейшем, Эдит уже в юном возрасте была завербована агентами Коминтерна и с 1926 года работала на советскую разведку. Во время войны она передавала в Москву донесения австрийского физика Энгельберта Брода, занимавшегося в Британии атомными разработками. В Англии Эдит несколько раз допрашивали, но ни разу не арестовывали. После войны она открыла в Брайтоне антикварный магазин и умерла от рака в возрасте 64 лет. На ее снимках видно возмущение социальным неравенством, царившим в до- и послевоенной Британии, а героями ее снимков часто становится английский рабочий класс, вынужденный, несмотря на тяжелый труд, жить в тесноте и нищите.
Социальное направление на выставке представлено также работами Пола Странда — американца, закрепившего за собой звание одного из первых фотографов, сделавших фотографию искусством. На его снимках — портреты крестьян с маленького шотландского острова South Uist: лица, руки, детали быта.
Сержио Ларрейн — фотограф из Чили, входивший в известную группу Magnum. На его фотографиях Лондон становится сюрреалистичным, загадочным, «strange» and «familiar». Еще один член агентства Magnum Photos — американец Брюс Дэвидсон. Он прославился серией работ о бандах Нью-Йоркского Гарлема, но не менее выразительные фотографии, оказывается, успел сделать и в Англии («Девочку с котенком», уверена, многие из вас уже видели — эта фотография действительно гипнотизирует).
Из более современных фотографов нельзя не заметить француза Раймонда Депардона, который в 1980 году снимал по заказу «Sunday Times» улицы Глазго, но его фотографии оказались настолько далеки от ожиданий редакторов, что опубликованы не были.
Подборка имен на выставке действительно уникальна. Что, впрочем, не удивительно, учитывая, что подбирал их Мартин Парр — один из самых известных и необычных британских фотографов современности. «Strange and Familiar» будет интересна даже для тех, кто не интересуется фотографией, а для каждого, кто хоть когда-то брал в руки камеру, она просто обязательна к посещению. До 19 июня в Barbican. Подробности и заказ билетов >>>
Текст: Катерина Никитина
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…