Города и работа. Гельман и Зонабенд — о мире будущего на конференции в UCL

«Я себя мыслю не как галерист, а как гуманитарный инженер» — заявил на Russian Business Conference в UCL Марат Гельман, посвятив свое выступление «прагматике культуры», а в частности тому, как на рынке искусства формируются новые отношения. Если традиционно у художника было два партнера: власть и бизнес (и оба партнера нелюбимые: власть требует подчинения и воспевания, бизнес хочет «красиво»), то сегодня возрастает роль нового партнера — города.

В наше время город, по словам Гельмана, определяет себя прежде всего через то, как человек в нем тратит свободное время.

Работа врача в Перми мало отличается от работы врача в Лондоне, а вот досуг того и другого отличается принципиально.

За последние 50 лет люди стали меньше работать: рабочий день сократился до 8 часов, появилось два выходных дня вместо одного, у человека аккумулировалось огромное количество свободного времени, и это начало менять мир. «Рынок свободного времени» — это самый перспективный, с точки зрения Гельмана, рынок, а половина бизнеса, связанного со свободным временем, — это культура.

Если наука и технологии находятся в поисках универсального, создавая вещи, которые единоразово могут покрыть ряд потребностей, то искусство — это всегда сфера уникального. Например, если выпустили один айпад, то второй такой же уже не нужен (он может только видоизменяться). Но если выпустили успешный фильм, это не значит, что ни к чему снимать следующий.

С городами происходит похожая ситуация. Каждый город стремится конкурировать за человека в сфере уникального, и ключевой фигурой здесь оказывается художник. «Сделайте так, чтобы город прогремел на весь мир, сделайте так, чтобы люди стояли в очереди» — такой заказ все чаще поступает от муниципалитетов.

Марат Гельман, гордящийся тем, что за время его работы над городскими культурными проектами в Черногории удалось не допустить характерного для других стран оттока туристов, считает, что в городском мире намечается тенденция, которую можно будет сравнить с индустриальной революцией, и главная задача художественных деятелей — успеть принять в ней участие.

Вероника Зонабенд

Вероника Зонабенд — жена российского миллиардера Рубена Варданяна, учредитель фонда  RVVZ Foundation, который реализует благотворительные проекты в России и Армении. Основной упор в презентации, подготовленной для конференции в UCL, Зонабенд сделала на необходимости принципиальных изменений в образовательном секторе, так как только образование, по ее словам, может помочь справиться с вызовами, которые готовит новая эпоха. Если в индустриальную эпоху важнейшими активами были природные, то теперь, в постиндустриальное время, главный ресурс — человек.

«У людей как биологического вида нет выбора — бизнес должен стать более социально ориентированным», — сказала Зонабенд. Количество людей в мире растет, а природные ресурсы почти исчерпаны. Развитие искусственного интеллекта оставит без работы миллионы человек, не приспособившихся к новым условиям; 80% профессий исчезнут; государства не смогут поддерживать пенсионеров; при этом будет расти потребность в людях, адаптированных к стремительным переменам.

Вероника Зонабенд много рассказывала про школу «Сколково», построенную на частные средства российскими миллиардерами и политиками (среди учредителей: Роман Абрамович, Анатолий Чубайс, Игорь Шувалов, Александр Волошин, Леонид Меламед, Рубен Варданян). Индустрия образования, по ее словам, больше, чем нефтяная и газовая, ее размер — 7 триллионов долларов, при этом эта сфера очень медленно и неэффективно работает.

Мир меняется, но система, которая должна готовить к переменам, стоит на месте.

На что стоит обратить внимание тем, кто не хочет остаться исключенным из процесса неминуемых перемен? В первую очередь, будут нужны люди, которые умеют синтезировать и связывать разные концепции (поэтому мы должны распрощаться с делением на «гуманитариев» и «технарей»). Как никогда станут важны критическое и креативное мышление, социальная коммуникация и взаимодействие.

Студенты на конференции UCL

Самыми важными профессиональными качествами будущего станут:

  • умение адаптироваться
  • умение принимать неопределенность и видеть в ней не угрозы, а возможности
  • мультикультурность (важно понимать, как мыслят люди разных культур и реальностей; эпоха кастовости ушла, в век технологий кастовость невозможна)
  • умение видеть большую картинку
  • желание постоянно развиваться (мир больше не будет нуждаться в работниках, привыкших к схеме «отработать с 9 до 6 и уйти на пенсию»)

В виду того, что предмет работы должен стать органической частью жизни, заниматься, по словам Зонабенд, нужно тем, что ты любишь. Но это не значит, что заниматься всю жизнь придется одним и тем же. Мы не знаем, какие перемены несет нам мир, но мы должны не бояться их, и видеть в них много возможностей.

Текст и фото: Катерина Никитина

Катя Никитина

Сооснователь и главный редактор ZIMA, сайта и печатного журнала. Профессиональный журналист и фотограф. Живу в Лондоне с 2009 года, и иногда кажется, что знаю тут всех. Но это ощущение обманчиво: Лондон непредсказуем и велик. Почти каждый день встречаю кого-то, кто может стать нашим героем. А если чаще выезжать за пределы Лондона и знакомиться с людьми в других городах и странах, то можно обо всех писать не останавливаясь. Чем мы тут, в общем, и занимаемся.

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

2 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

2 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

3 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

4 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

5 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

5 дней ago