«Я себя мыслю не как галерист, а как гуманитарный инженер» — заявил на Russian Business Conference в UCL Марат Гельман, посвятив свое выступление «прагматике культуры», а в частности тому, как на рынке искусства формируются новые отношения. Если традиционно у художника было два партнера: власть и бизнес (и оба партнера нелюбимые: власть требует подчинения и воспевания, бизнес хочет «красиво»), то сегодня возрастает роль нового партнера — города.
В наше время город, по словам Гельмана, определяет себя прежде всего через то, как человек в нем тратит свободное время.
Работа врача в Перми мало отличается от работы врача в Лондоне, а вот досуг того и другого отличается принципиально.
За последние 50 лет люди стали меньше работать: рабочий день сократился до 8 часов, появилось два выходных дня вместо одного, у человека аккумулировалось огромное количество свободного времени, и это начало менять мир. «Рынок свободного времени» — это самый перспективный, с точки зрения Гельмана, рынок, а половина бизнеса, связанного со свободным временем, — это культура.
Если наука и технологии находятся в поисках универсального, создавая вещи, которые единоразово могут покрыть ряд потребностей, то искусство — это всегда сфера уникального. Например, если выпустили один айпад, то второй такой же уже не нужен (он может только видоизменяться). Но если выпустили успешный фильм, это не значит, что ни к чему снимать следующий.
С городами происходит похожая ситуация. Каждый город стремится конкурировать за человека в сфере уникального, и ключевой фигурой здесь оказывается художник. «Сделайте так, чтобы город прогремел на весь мир, сделайте так, чтобы люди стояли в очереди» — такой заказ все чаще поступает от муниципалитетов.
Марат Гельман, гордящийся тем, что за время его работы над городскими культурными проектами в Черногории удалось не допустить характерного для других стран оттока туристов, считает, что в городском мире намечается тенденция, которую можно будет сравнить с индустриальной революцией, и главная задача художественных деятелей — успеть принять в ней участие.
Вероника Зонабенд — жена российского миллиардера Рубена Варданяна, учредитель фонда RVVZ Foundation, который реализует благотворительные проекты в России и Армении. Основной упор в презентации, подготовленной для конференции в UCL, Зонабенд сделала на необходимости принципиальных изменений в образовательном секторе, так как только образование, по ее словам, может помочь справиться с вызовами, которые готовит новая эпоха. Если в индустриальную эпоху важнейшими активами были природные, то теперь, в постиндустриальное время, главный ресурс — человек.
«У людей как биологического вида нет выбора — бизнес должен стать более социально ориентированным», — сказала Зонабенд. Количество людей в мире растет, а природные ресурсы почти исчерпаны. Развитие искусственного интеллекта оставит без работы миллионы человек, не приспособившихся к новым условиям; 80% профессий исчезнут; государства не смогут поддерживать пенсионеров; при этом будет расти потребность в людях, адаптированных к стремительным переменам.
Вероника Зонабенд много рассказывала про школу «Сколково», построенную на частные средства российскими миллиардерами и политиками (среди учредителей: Роман Абрамович, Анатолий Чубайс, Игорь Шувалов, Александр Волошин, Леонид Меламед, Рубен Варданян). Индустрия образования, по ее словам, больше, чем нефтяная и газовая, ее размер — 7 триллионов долларов, при этом эта сфера очень медленно и неэффективно работает.
Мир меняется, но система, которая должна готовить к переменам, стоит на месте.
На что стоит обратить внимание тем, кто не хочет остаться исключенным из процесса неминуемых перемен? В первую очередь, будут нужны люди, которые умеют синтезировать и связывать разные концепции (поэтому мы должны распрощаться с делением на «гуманитариев» и «технарей»). Как никогда станут важны критическое и креативное мышление, социальная коммуникация и взаимодействие.
Самыми важными профессиональными качествами будущего станут:
В виду того, что предмет работы должен стать органической частью жизни, заниматься, по словам Зонабенд, нужно тем, что ты любишь. Но это не значит, что заниматься всю жизнь придется одним и тем же. Мы не знаем, какие перемены несет нам мир, но мы должны не бояться их, и видеть в них много возможностей.
Текст и фото: Катерина Никитина
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…