В продолжение темы пенсий мы пошли на весьма не популярный в приличном обществе шаг — расспросили британцев о том, сколько денег они получают. Героями нашего материала стали обычные английские пенсионеры. Они честно рассказали нам о своих пенсиях и льготах, но слушать истории их жизни оказалось еще интереснее.
Жин, 69 лет
Я родилась и выросла в Дублине, в Ирландии. У меня две сестры и брат, которые до сих пор живут там. В детстве я хотела стать балериной. Ужасно люблю балет, даже немного занималась им, но не стала Марго Фонтейн. Я не ходила в колледж или университет. Зато с удовольствием посещала в клубы. Помню, «The Rolling Stones» в начале своей карьеры приехали на гастроли в Дублин и все девушки были в восторге от них. После концерта Мик Джаггер подошёл ко мне и, поцеловав, пригласил на вечеринку. Я отказала ему! Хотя и предпочитаю их «The Beatles».
В 21 год я уехала в Майами работать няней. Полтора года спустя вернулась в Ирландию. Затем, когда мне было 24, я отправилась в Лондон. Начала работать в бутике в районе станции Angel, Islington, где проработала пару лет. Случайно на улочке встретила будущего мужа, которого знала ещё в Дублине. Мы стали встречаться. Сейчас не живем вместе более 30 лет, у нас нет ничего общего. У меня 5 детей и 6 внуков. Мне нравится быть хозяйкой собственной жизни.
Прожив 40 лет в собственном доме в Angel, я продала его и купила дом в Billericay, где живу уже три года. Я нечасто езжу в Лондон, да и не так часто выхожу из дома: у меня Chronic Obstructive Pulmonary Disease (COPD — это болезнь, которая характеризуется необратимым ограничением поступления воздуха в дыхательные пути). Мне становится трудно дышать, поэтому даже если надо сходить в магазин, то вызываю такси. Вообще в Великобритании прекрасная медицинская помощь. Я получаю бесплатные рецепты от врача, а можно ещё получать бесплатные услуги окулиста и ортодонта. Мне сделали операцию по удалению почки, обычно она дорогая, но так как я пенсионерка, мне сделали существенную скидку.
Мой день обычно вращается вокруг семейного быта. Я живу с внучкой Эвой, ей 14 лет. Провожаю её в школу, затем сижу в саду с чашечкой кофе. Садовник, ухаживающий за садом, приходит каждые две недели. Когда я была помоложе, то покупала антикварную мебель и работала над ней: ремонтировала, снимала краску, полировала до блеска, возвращая вещицам их первоначальный вид. У меня не было денег, не было ничего, но я любила делать вещи красивыми. Я даже сама красила стены в доме, это очень хорошо у меня получалось.
Я получаю пенсию (pension credit) в размере 151 фунта в неделю — это минимальная пенсия в Великобритании. Помимо этого, мне, как полноценному опекуну Эвы, перечисляют налоговый вычет (child tax credit), 57 фунтов в неделю, и детское пособие (child benefit) — еще 20.70 фунтов в неделю. После 16-летия либо после поступления в колледж внучка будет получать деньги на свой счёт. Я не получаю жилищное пособие (housing benefit), потому что не арендую дом, но из-за болезни мне полагается льгота по инвалидности (disability living allowance). Также у меня скидка на счета (utility bills), зимой плачу меньше на целых 100 фунтов. Налоги я тоже плачу меньше: мне их частично возвращают из-за внучки, которая имеет соответствующий статус (qualifying child).
К концу месяца большая часть пенсии, конечно, улетучивается: столько всего нужно покупать подростку! Но что поделать? Я ужасно люблю Эву.
Роберт, 70 лет
Я родился в Шеппертоне, на берегу реки Темзы. У меня есть брат и две сестры. Когда наши родители решили переехать в Лондон, мы поселились в South Ruislip, а затем в Eastcote. Я окончил Twickenham College of Technology по специальности графическое искусство и стал печатником.
В 1971 году мой брат и я поплыли на корабле в Новую Зеландию. Дорога заняла шесть недель! Я вернулся домой год спустя, но скоро снова уплыл в Новую Зеландию, где прожил 11 лет. Сначала был грузчиком на кораблях, потом стал работать в печатной индустрии. Я много путешествовал. Был даже в Москве и Санкт-Петербурге. Мне понравились музеи, архитектура, люди. Я был на Красной плошади, но, к сожалению, в мавзолей Ленина так и не попал.
Вернувшись в Великобританию, я работал в разных местах, по большей части, на печатных фабриках. Вышел на пенсию 10 лет назад, но до сих пор подрабатываю. Каждое утро развожу на велосипеде газеты, получаю за это 44 фунта в неделю. Помимо этого, раз в месяц занимаюсь мелкой печатью, зарабатываю 10 фунтов в час.
Моя пенсия больше среднестатической — 200 фунтов в неделю. Я получаю двойную пенсию Великобритании и Новой Зеландии. У меня есть частная пенсия, действующая по принципу кооперативной страховки. Я взял из нёе шесть тысяч и думал, что она закончилась, но каждые три месяца на счёт приходят две тысячи. Плачу аренду за жильё и council tax, который составляет 52 фунта в неделю. Раньше я платил 26 фунтов, но оказалось, что получал слишком много налоговых вычетов (tax credits): ни государство, ни я не знали о второй пенсии до недавнего времени.
У меня есть транспортная карточка для пенсионеров (freedom pass), по которой проезд на транспорте бесплатный. Это экономит деньги, но их забирают дорогие счета за домашние услуги. Я боюсь использовать слишком много газа и электричества — на них я не получаю скидку. Пока мне не подняли цену аренды за квартиру, у меня оставалось 100-200 фунтов к концу месяца, а сейчас — нет. Однако я не жалуюсь на жизнь. В свободное время я хожу в любимый паб, у меня много друзей и есть подруга, ей 48 лет. В феврале лечу на шесть недель в Новую Зеландию навестить брата.
Вайолет, 84 и Терри, 86
В: Я родилась в Highbury, Islington. Однако вскоре мои родители приняли решение переехать в Leyton, где я и получила начальное образование. Дальнейшее образование не заладилось, и я стала швеёй. Помогала маме: она шила меховые шубы и зарабатывала на этом приличные деньги. Но условия, в которых мы работали, были ужасными, и я ушла. Затем трудилась в разных местах; в канцелярском магазине в районе станции Bank, специализировавшемся на товарах для офиса, была продавцом. Работая там, я встретила Терри. На самом деле, это была наша вторая встреча.
Т: Я родился в Bethnal Green. Так же, как и Вайолет, не закончил среднюю школу. Вместо этого в 15 лет устроился моряком на флот: для этого мне не понадобилось никаких квалификаций. Местом деятельности был, в основном, Средний Восток: Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн. Мы занимались обзором судоходных линий. В один из моих визитов на сушу я встретил Вайолет в танцевальном зале и пригласил на танец. Однако мне надо было возвращаться в море, так что ни о каких отношениях не было и речи. Когда мне исполнилось 25, я ушёл из флота: мне хотелось строить карьеру в другом месте. Тогда же я снова начал посещать данс-холлы и снова встретил Вайолет. Через пять лет после нашей первой встречи! Мы обручились и сыграли свадьбу через год. Начали жить вместе в Излингтоне.
В: После того, как канцелярский магазин закрылся, я устроилась ассистентом продавца в отдел моды в Selfridges. Проработала там 15 лет, пока мне не исполнилось 60: в этом возрасте надо было выходить на пенсию. Мне нравилось работать там и не хотелось уходить, но пришлось. Терри же после флота получил юридическую степень в Открытом университете. Начал работать в суде магистратов (magistrates’ court) как консультант по правовым вопросам. Проработал 40 лет, пока не вышел на пенсию в 70. Незадолго до этого мы купили маленький домик в Chingford, где сейчас и живём.
Т: Мы всегда находим, чем заняться. У нас двое детей и четверо внуков, которые живут довольно близко от нас, поэтому мы их часто видим. Нам нравится проводить время с внуками. Кроме этого, по крайней мере раз в год ездим всей семьёй в путешествие за границу. Мы объездили всю Европу и бывали в Америке! К сожалению, не путешествовали в прошлом году, потому что Вайолет сделали операцию по замене бедренного сустава. По этой же причине мы не ходим в кинотеатры или на мюзиклы в West End так часто, как раньше. Зато много занимаемся садом. Он у нас чудесный.
В: Моя пенсия составляет 300 фунтов в месяц, а пенсия Терри – 2000 фунтов в месяц. Из-за того, что у него такая большая пенсия, мы не получаем никаких льгот или скидок на счета. Не так часто пользуемся транспортной карточкой freedom pass, потому что у нас есть машина. В прошлую субботу мы отметили 60-летнюю годовщину свадьбы! Её Величество поздравила нас письмом. Мы очень счастливы.
Текст: Полина Крышина
Фото: Евгения Басырова, Ирина Галкина