Русский Лондон привыкает к новому имени — Курентзис. Один из самых ярких современных дирижеров, Теодор Курентзис выступил со своим оркестром MusicAeterna на вечере благотворительного фонда Gift of Life. В зале Royal Festival Hall он исполнил отрывки из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», и в тот же вечер социальные сети заполнились признаниями в любви. Разбираемся, что же всех поразило.
Имя
Теодор — это, конечно, не Федя. Греческое имя и фамилия достались ему при рождении. Маленький Курентзис родился и вырос в Афинах. Там же получил классическое музыкальное образование. А уже учиться дирижированию он решил в России и для этого в середине 1990-х переехал в Санкт-Петербург, в класс Ильи Мусина, знаменитого создателя ленинградской дирижерской школы. Теодор живет в России больше 20 лет и в совершенстве говорит по-русски. Но красивое греческое имя до сих пор добавляет ему загадочности и шарма.
Образ
Курентзис похож, скорее, на рок-звезду, чем на дирижера классического оркестра. Никаких скучных смокингов. В ухе — серьга. На руках — перстни. Образ дополняют черные футболки и skinny jeans. На обложках глянцевых журналов он смотрится органичнее многих киноактеров. Не удивительно, что армия его поклонниц растет не только среди любительниц классической музыки. Курентзис, кстати, не женат, и в интервью признается, что не против закрыть этот пробел. В феврале ему исполняется 45, хотя в это сложно поверить.
Гений
На лондонском вечере его не раз сравнивали с современной британской версией Холмса. Подобно тому, как Шерлок-Камбербэтч соединяет в голове миллионы нитей, чтобы развернуть перед слушателем запутанную историю, Теодор рассказывает истории, объединяя на сцене тысячи звуков и смыслов. Эффектно, отточенно и не без оттенка превосходства над всем живым. На скрипке, как и великий сыщик, он естественно, тоже умеет играть.
Перфекционизм
Великолепная инструментовка «Ромео и Джульетты» (помимо основного состава симфонического оркестра, в произведении присутствует партия саксофона, органа, мандолины, ударных), четко выстроенная драматургия развития, прекрасные темповые и тембральные решения — все это говорит о том, что Прокофьев был перфекционистом. Таковым же является исполняющий его Теодор Курентзис. Несмотря на экстравагантную внешность, харизму и темперамент, он ни на секунду не дает эгоизму завладеть сценой. Впереди личности дирижера — Прокофьев и его музыка.
Энергия
В Лондон Курентзис прилетел буквально на один день, дав накануне вечером концерт в Вене. Его гастрольная программа расписана на годы вперед, при этом на каждом выступлении дирижер успевает и умереть, и родиться — объяснить такое колоссальное количество энергии можно разве что прямой связью с космосом. Кстати, музыканты в оркестре Курентзиса тоже часто играют стоя. Что это: солидарность с дирижером, физическое раскрепощение, или может быть, они стремятся стать еще выше и играть в вечность?
Филантропия
Дирижер и почти 100 человек из его оркестра выступали в Лондоне совершенно бесплатно. На аукционе, прошедшем после концерта, Курентзис разыграл еще два лота со своим участием, причем за каждый был готов заплатить сам, чтобы денег в фонд перешло больше. «Когда ты что-то хорошее делаешь для другого, ты делаешь это для себя», — призывал он со сцены участников аукциона. Какими бы принципами ни руководствовался сам Курентзис, на вечере в Royal Festival Hall удалось собрать колоссальные 600,000 фунтов. Все они идут в
Текст: Катерина Никитина, Ольга Егунова
Фото: Катерина Никитина, Евгения Басырова
Видео: Катерина Никитина