Russian Gap уже объяснял, почему пабы занимают такую большую часть в жизни любого британца. Не удивительно, что в определенный момент местные решили разнообразить свой досуг и добавили к выпиванию пинт эля на скорость еще десяток разного рода пабных игр. Дартс, снукер, карточные игры, настольный футбол – многие из них переродились в полноценные виды спорта, остальные остались жить только рядом с барной стойкой.
Когда самые точные, сильные и ловкие были определены, в 1970-х в питейные заведения пришла мода на интеллектуальные развлечения. Первые pub quiz’ы появились в Англии в качестве способа привлечь в бар непьющую аудиторию: для нее выделялись так называемые «тихие вечера», во время которых за столиками собиралась спокойная публика, отвечала на заранее заготовленные организаторами вопросы и приятно проводила время.
За десятилетия традиция интеллектуальной викторины разлетелась по всей стране, и в 2009 году статистика зафиксировала 22 445 еженедельных квизов по всей Британии. При том, что всего в стране чуть больше 50 тысяч пабов, квизы считает своим долгом проводить каждый второй, особенно в жилых районах, где участники знают друг друга и избавлены от случайных туристов.
Современные правила пабных квизов простые: все желающие платят за участие символическую сумму от 50p до £5 с человека. Соревнования проводятся вечером в будни – как правило в самый незагруженный для заведения день вроде вторника или среды. Вопросы делятся на раунды (от одного до шести) и могут задаваться на самую разную тематику: от фактических вопросов на знание географии или истории до музыкальных или фото-вопросов, где требуется узнать композитора песни или логотип компании. На ответ дается 60 секунд (или 20, в случае с блиц-раундом), за каждый правильный ответ команде начисляются баллы. Победители получают мелкие, но приятные бонусы: небольшой денежный выигрыш или же просто пинта пива для всех членов команды.
В СССР первые интеллектуальные игры появились примерно в те же годы, что и квизы в Британии: телевизионная игра «Что? Где? Когда?» родилась в 1975-м, а к концу 1980-х появилась спортивная версия – с участием не одной команды знатоков, а десятка соревнующихся друг с другом. Но в 2010-х стал набирать популярность и британский формат. Началось все с Белоруссии: в 2012 году в Минске запустили проект «МозгоБойня«, в рамках которого участника предлагалось пройти семь туров по семь вопросов в каждом (логотип игры изображен на верхней картинке).
Организовали викторину Александр Ханин и Екатерина Максимова. Они привезли идею из Литвы, где формат паб-квизов давно популярен, но чуть адаптировали систему и вопросы. В первой игре участвовали исключительно друзья и родственники, но со временем идея захватила весь Минск: сегодня здесь играют до трех тысяч человек.
В 2014 к организаторам начали обращаться из других городов, и франшизу «МозгоБойни» решили продавать по всей Европе. Цена варьируется от 500 до 10000 евро (в зависимости от населения города), и сегодня квизы проходят в 89 городах Европы. Помимо белорусского и российского рынка, «МозгоБойня» уже захватила Германию (играют в Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе и Нюрнберге), Хельсинки и Варшаву.
Все участники говорят, что такие интеллектуальные вечера вызывают привыкание. Команды, играющие хотя бы раз в неделю, втягиваются в общий зачет, стремятся улучшить свой предыдущий результат, обнаруживают в себе азарт – и возвращаются снова.
Сегодня в одной только Москве еженедельно проводится несколько десятков самых разных викторин. Основные различия – в подходе к вопросам. Кто-то акцентируется на знаниях и общей эрудированности, другие же по примеру «Что? Где? Когда?» дают участникам больше вопросов на логику, которые можно «взять» даже без встроенной википедии в голове.
Проверить уровень сложности московских квизов я отправилась в компании друзей на игру интеллектуальной бар-олимпиады «Мозгва». Как следует из названия, здесь совмещают приятное с полезным: пока одни усиленно скрипят мозгами, другие вовсю поедают горячее и запивают вопросы вином, где-то между сменой блюд добавляя ответы в бланки.
Ощущения перед началом неоднозначные: на правах новичков с ходу брать все вопросы мы не обязаны, но и совсем ударить в грязь лицом не хочется. Для уверенности в себе компанию мы набрали максимально разношерстную: от выпускников физтеха и программистов до гуманитариев и людей искусства.
Правда, такая вариативность совсем не помагает. В первом же фактическом раунде мы валимся на вопросах на знание: логика здесь не спасает, только начитанность. Музыкальный раунд не добавляет оптимизма (не узнать цитату Том Йорка – позор на мои седины любителя британских исполнителей!), но немного отыграться удается на вопросах про Россию и кино. Но финальный блиц и – сюрприз-сюрприз! – армянский раунд окончательно засасывают нас в трясину незнания.
К финалу двухчасовой игры мы оказываемся на почетном предпоследнем месте: финишировавшая ниже нас «Сборная Гибралтара» весь вечер пила вино и пиво как не в себя, не особо следя за ходом викторины. Впрочем, приз нам все-таки достается: спонсоры мероприятия раздают всем участникам сертификаты на их услуги, шампанское и приглашения на следующую игру.
Получить удовольствие от такого финала получается не сразу. «Не переживайте, в первый раз мало кто сходу выигрывает!» – успокаивает кто-то из старожилов. Чтобы начать побеждать, командам здесь требуется провести хотя бы 5-10 викторин. Постоянные участники говорят, что через пару игр приходит понимание, специалисты в каких темах нужны в команду и какие подвохи могут быть в вопросах. Но рисковать собственной самооценкой еще раз пока не хочется. «Мозгва» – куда больше про изначальные знания, чем про логику. Додуматься до ответов можно лишь в 10% случаев, остальное рассчитано исключительно на твою эрудированность.
Проверять другие викторины пока не тянет – возможно, тут за нас говорит ущемленное самолюбие. А вот вернуться в любимый лондонский local pub для вторничного pub quiz’а очень хочется: там по крайней мере наливают и гарантировано заканчивают вечер с хорошим настроением.
Трамп, Маск и «фашизм 2.0» Британия - страна в плане общественных дискуссий особенная. Она сравнительно…
Кино, считает Роднянский, отражает смену настроений в обществе лучше любых соцопросов. В этой книге он вспоминает свой профессиональный…
Хоумвуд, СуррейThe Homewood Когда архитектору Патрику Гвинну было двадцать четыре, он задумал переделать классический викторианский…
Актуальность трансграничного планирования Управление налогами, иммиграционными требованиями и международным статусом становится всё более важным в…
«Спектакль «Исцеление» – это, на мой взгляд, история, которая исследует и поднимает очень важные человеческие…
Katy Perry Когда: 13 октября 2025 годаГде: The O2 arena, Peninsula Square, London SE10 0DXБилеты…